В российской столице интерес для туристов представляют многие архитектурные объекты. Один из исторических объектов – храм Казанской иконы Божией Матери в Москве, создание которого неразрывно связано со становлением нашего государства.
Появление храма, чем помогла Казанская икона Божией Матери в сражении 1612 года
В смутные времена, когда государственность России оказалась под угрозой, святому Сергию Радонежскому явилось видение, что страна обретет лик, который поможет изгнать врагов, отстоять свободу. Священный лик действительно отыскали на руинах Казани.
Оригинал поместили в местный Богородицкий монастырь. А список с иконы передали нижегородскому Второму Ополчению, возглавляемому Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, для помощи русскому войску. Святой лик стал знаменем, воодушевившим российских ополченцев на победу над польскими и литовскими интервентами, с освобождением столицы, а затем и остальной территории страны от вражеского нашествия.
История строительства
Строительство собора Казанской Божьей Матери на Красной площади становится в семнадцатом столетии символом становления династии Романовых, прервавших смутные времена и управлявших русским государством до смены государственного строя в 1917-м.
Строительство храма
Казанский собор в Москве построили на личные средства Пожарского. По решению Дмитрия Михайловича, эту обитель создали для размещения чудотворного лика. Здание освятили в 1625 году, после чего образ торжественно перевезли в храм. Освящение главного придела проводили в присутствии самого государя Михаила Федоровича Романова, что лишний раз подчеркивает значение собора для страны.
Первоначальная конструкция была деревянной. Но частые пожары, которым подвергалась российская столица в XVII веке, вызвали необходимость постройки каменного здания. Эту идею воплотили в жизнь в 1636 году.
Настоятелями в то время служили Иоанн Неронов и Аввакум Петров, отвергшие никоновскую церковную реформу, за что подверглись заточению.
Перестройки здания в 18 — 19 веках
Еще в семнадцатом веке церковь несколько раз перестраивали, расширяя и благоустраивая. Храм пользовался повышенным вниманием царей, выделявших средства на реконструкцию сооружения. Но с переносом столицы в Санкт-Петербург в восемнадцатом веке, собор пришел в упадок.
Ремонт, обновление конструкций проводили нерегулярно, что вызвало повреждения кровли, с последующим повреждением других частей. При пожаре в 1737 году пострадали оконные и дверные рамы из дерева.
Это повлекло реконструкцию здания в середине восемнадцатого века, серьезно изменившей внешний вид. На смену кокошниковым навершиям пришла четырехскатная кровля. В верхней части купола сделали проемы, с установкой наверху небольшого барабана и луковичной главки. Придел и остатки галереи с южной стороны полностью демонтировали.
В девятнадцатом веке была разобрана северная трапезная. Вместо колокольни шатрового типа установили обновленную, в два яруса.
Французы, вошедшие в Москву в 1812 году, устроили в соборе конюшню, разграбив храм. По завершении войны была проведена повторная реконструкция и освящение церкви, с переоборудованием в ризницу северного придела, пристройкой небольшой трапезной.
Испытания двадцатого века
Задачей восстановления исходного вида храма в советские времена занялся известный российский архитектор Барановский. Специалист смог отыскать и реставрировать оригинальную роспись, вернуть собору былую стилистику в память о прежней истории.
Но нахождение Казанского собора на Красной площади шло вразрез с государственной политикой. Власти приняли решение убрать все культовые объекты из центра города, поэтому вначале разрушили колокольню, а затем, в 1936 году, храм полностью снесли.
Восстановить православную святыню удалось только благодаря замерам, фотографиям и записям, сохраненным Барановским. По проекту, разработанному его учениками Мокеевым и Журиным, храм воссоздали в 1993 году.
Архитектурные решения
По архитектурной концепции, церковь Казанской Божьей Матери – характерный пример храмового строительства в семнадцатом веке. Здание выполнено квадратным, без колонн, три стены окружают открытые галереи, которые в современном оформлении застеклили, чтобы расширить полезную площадь сооружения.
У четвертой стены стоит большая колокольня, увенчанная шатровым завершением, а с северо-востока – придел Аверкия Иерапольского.
Посещение этого объекта, расположенного в сердце города, недалеко от Исторического музея, интересно, учитывая значение иконы Казанской Божьей Матери как памятника российской истории и самой государственности. Ведь собор возведен, чтобы стать обителью этого чудодейственного лика. Лучший вид на Казанский собор открывается с Москвы-реки. Купить билеты на теплоходы можно на сайте https://river-ticket.ru/.