Компания Ozon начинала как интернет-магазин по продаже книг и видеокассет, а сегодня это один из крупнейших в России мультибрендовых маркетплейсов. По состоянию на начало 2024 года на данной площадке работает более 120 тысяч активных продавцов, и все они обязаны придерживаться правил, касающихся оформления на свою продукцию разрешительных документов.
И это не только сертификаты и декларации соответствия, но и отказные письма, которые необходимо иметь в случае реализации товара, не подлежащего сертификации или декларированию.
Понятие отказного письма
Отказное письмо также часто называют информационным, что хорошо отражает его суть: оно, составленное экспертами сертификационного органа, подтверждает, что продукцию необязательно декларировать или сертифицировать. Речь идет об официальном ответе специалистов, информирующих отказным письмом, что безопасность указанного товара нельзя оценить в рамках системы ГОСТ или системы технических регламентов ТС/ЕАЭС.
При этом у отказного письма нет срока действия: оно является актуальным на момент составления и продолжает таким оставаться до того момента, пока у товара не появятся некие стандарты качества, которые будут обязывать проходить оценку соответствия.
Как узнать, нужно ли оформлять отказное письмо для Озон?
Делать отказное письмо для Озон необходимо на все товары, что не подлежат декларированию или сертификации. Единого перечня, где была бы перечислена вся номенклатура подобной продукции, нет, поэтому единственным способом убедиться в том, что изделие не нуждается в оценке соответствия, остается изучение перечней продукции, обязательной для декларирования или сертификации, т. е. методом исключения.
Нужно учитывать и то, что эти перечни регулярно меняются, в них добавляются новые позиции, а значит, с течением времени товар, прежде не нуждавшийся в сертификации, теоретически в такой список может попасть. А пока, в таких перечнях отсутствует самая разная продукция:
зонты,
восковые и соевые свечи,
садовый инвентарь,
украшения для дома,
ежедневники,
сувенирные магниты,
аксессуары для волос (кроме детских) и др.
Чтобы легально продавать такую продукцию на сайте интернет-ритейлера, необходимо иметь отказное письмо. В один документ можно внести до 10 разновидностей товара, причем эти изделия не обязательно должны принадлежать к одной группе или виду. В таком списке нужно указать тип изделия и его состав, что необходимо для правильной идентификации продукции. В отказном письме также должно присутствовать уточнение, что «документ действителен до внесения изменений в нормативные акты Правительства РФ Евразийской экономической комиссии». Среди прочих обязательных атрибутов письма – подпись руководителя и печать сертификационного органа, который оформлял документ.
Для справки: Российское законодательство не обязывает продавцов оформлять на продукцию, не нуждающуюся в декларировании или сертификации, отказные письма. Однако такое требование ставят маркетплейсы, включая Ozon, что прописывается договоре-оферте и предполагает санкции для тех, кто данное требование не выполняет (как минимум, снятие товара с продажи).
Где сделать отказное письмо для Озон?
Штудировать самостоятельно ГОСТы и техрегламенты необязательно, ведь подготовку разрешительных документов на свою продукцию всегда можно поручить специалистам. Чтобы гарантированно сделать все в рамках правил, партнерам маркетплейса Озон рекомендуется обращаться в сертификационные органы, где можно проверить весь ассортимент своей продукции на требования по проведению оценки соответствия.
Если изделия не будут входить в актуальные перечни товаров, которые необходимо в обязательном порядке декларировать или сертифицировать, эксперты предложат оформить на них отказные письма. Подготовка такого документа обычно занимает от 1 до 3 дней, стоимость – от 3 до 5 тысяч рублей за один документ.