Сегодня предлагаем тему: «правила выбора лодочного мотора и его обкатки» от профессиональных рыболовов. Мы старались максимально полно раскрыть тему. Все вопросы вы можете задавать в комментариях после статьи.
Наконец-то мечта свершилась, вы купили лодку или катер с мотором и спешите спустить это чудо на воду. По мужскому наитию, соединяете кабели, тяги управления и шланги. Заводите мотор и на всей мощи всех лошадиных сил вылетаете из акватории.
Ваши волосы развеваются, брызги летят в лицо, пляжники разбегаются от вашей волны. Но вдруг обороты падают, вы видите вокруг мотора искажения пространства от клинически высокой температуры и он глохнет. Скорее всего, завести его больше не удастся. Двигатель «схватил клина».
Стандартный лодочный двигатель собирается на конвейере, и как бы производитель не старался, он не сможет добиться точного совпадения внешнего диаметра колец поршня с внутренним диаметром цилиндра, идеального прилегания шестерней редуктора и подшипников коленвала.
Что может произойти, если не пройти процедуру обкатки? По мере прогрева двигателя, кольца поршней расширяются и трение увеличивается. Пропорционально увеличивается и температура. В конце концов поршню не хватает мощности преодолевать возрастающее сопротивление силы трения. Он замедляет ход и останавливается. Взрывы топливной смеси больше не могут вытолкнуть поршень и двигатель глохнет.
В лучшем случае двигатель после того как остынет, может завестись, хотя тепловой удар он уже получил, что обязательно скажется на его дальнейшей эксплуатации. В худшем случае без ремонта не обойтись, а в самом худшем – предстоит замена блока цилиндров и поршневой системы.
Помимо того, что мотор нужно распаковать и установить, есть еще несколько действий, которые необходимо сделать перед его первым запуском. Начните с заливки масла в редуктор. Редуктор в лодочном моторе – все равно что в автомобиле коробка передач.
Перед первым запуском двигателя необходимо промыть поршневую систему изнутри.
Действия:
Многие утверждают, что это легко можно сделать в бочке с водой. Это не так, потому что двигатель нужно обкатывать под нагрузкой, о чем указывает производитель. С другой стороны представьте, что вам часов десять придется сидеть возле бочки, регулируя обороты. Вода будет выплескиваться, и вам ее нужно будет постоянно доливать.
Обычно такие бочки устанавливаются на лодочных причалах, только лишь для того чтобы проверить работоспособность мотора после ремонта. Представьте, насколько приятнее обкатывать мотор на транце лодки, путешествуя по окрестностям. Заодно и отдохнете.
Обкатка займет около 10 часов. Не забудьте запастись достаточным количеством бензина. В среднем мотор мощностью 25 л.с. потребляет 10 литров бензина в час на максимальных оборотах. На малых оборотах будет меньше конечно, но, тем не менее, взять с собой литров 60 бензина не помешает.
Стоит также обратить внимание на некоторые особенности и детали:
- не стоит пугаться, что мотор чадит, как старый москвич вашего прадеда – это нормально, ведь вы производите обкатку двигателя на топливе с повышенным содержанием масла;
- из водяного отверстия системы охлаждения должна фонтанировать струйка воды;
- не забывайте включать скорость на малом газу, иначе двигатель заглохнет, а на некоторых винтах может срезать шпонку.
Как правильно обкатать 2х-тактный лодочный мотор:
- заведите мотор;
- прогревайте на холостом ходу и малых оборотах 10-15 минут;
- начинайте движение, на протяжении одного часа двигатель должен работать на минимальных оборотах;
- добавляйте газ поэтапно, каждый час, в течение 6 часов до 75% мощности;
- на всех этапах движения, в пределах 15-20 процентов, переменно и регулярно добавляйте и уменьшайте обороты двигателя;
- оставшиеся 2-3 часа двигайтесь с переменной скоростью, выжимая газ на полную мощность, но не более чем на пять – десять минут, после пятиминутного замедления снова включайте полный газ;
- перед тем, как заглушить двигатель, дайте ему поработать на тихом холостом ходу еще несколько минут, выработайте весь бензин из карбюратора, отключив подачу бензина.
Обкатка 4х-тактного двигателя отличается от 2х-тактного, а алгоритм будет такой:
- первый бак бензина вырабатывается на холостом ходу или при движении на самых малых оборотах;
- время от времени меняйте обороты, но не больше 2500 об/мин, дроссельную заслонку не открывайте больше чем на 50%;
- во время второго часа можно разогнать двигатель до 3000 об/мин, заслонку можно открывать до 70%, приоткрывая, время от времени на полную;
- еще восемь часов следует отъездить в щадящем режиме, ненадолго включая двигатель на полную мощность.
В своей немалой практике не встречал моторов, умерщвленных по причине “необкатанности”. Стоит ли вообще серьезно подходить к этому? Ведь, нередко, у пользователя совсем нет в запасе 6-10 часов для полного цикла обкатки, как этого требуют производители подвесных лодочных моторов.
Разные производители (Yamaha, Mercury, Suzuki, Tohatsu, Honda) по разному регламентируют порядок обкатки, количества масла в топливе и т.д. Некоторые производители рекомендуют лить больше масла и придерживаться щадящего режима с постепенным увеличением нагрузки. Некоторые просто настаивают на постепенном увеличении оборотов.
Попробуем разобраться зачем все это нужно.
И, естественно, предполагаем, что добросовестный покупатель все же прочитает инструкцию по эксплуатации (кому досталась инструкция на английском – может просто картинки посмотреть – обычно нарисовано доходчиво) и поинтересуется у продавца о порядке прохождения обкатки лодочного мотора.
Для своего собственного спокойствия, что бы по ночам спать крепко и не думать о моторе, усвоим, что происходит в нем после первого запуска. Процессу приработки подвергаются три узла. Это коленчатый вал с его подшипниками, пара цилиндр и поршневые кольца, шестерни редуктора.
Коленчатый вал подвесного лодочного мотора может быть собран либо на подшипниках качения (обычно двухтактные моторы), либо на подшипниках скольжения (обычно четырехтактные моторы). Учитывая высокое качество подшипников качения – шариковых, роликовых, игольчатых – обкатывать их желания не возникает – в них нет особых усилий на трение. Исключение могли бы составить роликовые подшипники, имеющие “колотые” обоймы (обойма подшипника изготавливается в размер и раскалывается по насечкам или отверстиям – такие подшипники устанавливаются на неразборных коленчатых валах, например средний подшипник на подвесном моторе Yamaha 90AETOL). Но из практики достоверно известно, что ныне выпускаемые роликовые подшипники с колотыми обоймами работают дольше шариковых за счет большего пятна контакта, передающего усилие. Качество скола обоймы при этом таково, что ступеньки не остается при сборке.
На четырехтактных моторах, как правило, используются подшипники скольжения. При этом между движущимися частями находится масло и непосредственного контакта металлических деталей не происходит. Средние и большие подвесные четырехтактные моторы имеют масляный насос, подающий масло для смазки под давлением. Малые четырехтактные моторы насоса не имеют и смазка осуществляется масляным туманом, создаваемым вращающимся коленвалом. При этом нужно иметь ввиду, что применение рекомендованного масла обязательно. Двухсильный подвесной лодочный мотор Honda работает на промывочном масле примерно 1 минуту. Дальше клин со всеми вытекающими последствиями.
Пара трения – гильза и поршневые кольца.
Сначала заметим, что при правильно выбранном зазоре и сохранении теплового режима (в чем приличных производителей лодочных моторов не упрекнуть) поршень не изнашивается, поэтому и не обкатывается. В процессе эксплуатации изнашивается пара гильза и кольца. Здесь важным моментом при обкатке является наличие просвета между кольцами и гильзой. Теоретически, кольца могут иметь отклонение от правильной окружности, в результате может быть просвет. При этом величина просвета (неприлегания к гильзе) колец более 30 градусов от всей окружности критична и считается браком. Сделаем чудовищное предположение, что производитель подвесных лодочных моторов, к примеру Yamaha выпускает бракованные кольца. В таком случае, действительно, при несоблюдении режима обкатки может появиться проблема. Как это происходит. При наличии просвета во время рабочего хода поршня, после воспламенения газ, образовавшийся после сгорания топлива, создает большое давление (которое и заставляет вращаться коленчатый вал мотора) и имеет высокую температуру. Если кольца прилегают хорошо, то они:
1. Хорошо отдают тепло цилиндру (который, в свою очередь, охлаждается водой).
2. Не пропускают выхлопные газы, имеющие высокую температуру, соответственно, особенно и не нагреваются.
В противном случае поршневые кольца подвесного мотора сильно нагреваются, в результате чего происходит изменение структуры металла, из которого они изготовлены – происходит “отпускание”. Металл становится мягче, переставая прижиматься должным образом к цилиндру. В результате – снижение компрессии, прорыв выхлопных газов, падение мощности, при запущенном процессе – заклинивание поршня.
Поэтому. Обкатывать этот узел необходимо. Если кольца не очень качественные. Что вряд ли.
Учитывая вышесказанное, предполагаем, что вряд ли с Вашим лодочным мотором случится что-либо, если Вы не выдержите режим обкатки до конца. Но, все же, рекомендуем придерживаться его.
Многие спрашивают – как и зачем обкатывать
Ответ на вопрос “зачем?” – для того, что бы спать спокойно.
Ответ на вопрос “как?”.
Используйте только качественное, по возможности рекомендованное производителем масло. Если Вы еще не знаете, чем отличаются масла для подвесных лодочных моторов, поинтересуйтесь.
Придерживайтесь рекомендованного режима обкатки.
Примерный режим, в котором можно обкатывать практически все моторы.
2 часа – холостой ход, 2 часа под нагрузкой на малых оборотах, 2 часа на средних оборотах, 2 часа в 3/4 газа, 2 часа периодически на полных оборотах. После этого обязательно проведите техническое обслуживание подвесного мотора.
Смените масло в редукторе. Не помешает проверка компрессии, величины холостых оборотов. При обкатке в холодное время года с увеличенным содержанием масла в топливе, возможно, потребуется чистка свечей зажигания или их замена. Если Вы обкатываете мотор в холодное время и в инструкции по эксплуатации рекомендовано увеличение содержания масла – установите более горячие свечи зажигания. Например, вместо штатных свечей зажигания NGK B8HS-10 можно использовать B7HS-10 (на период обкатки). Даже если в Вашем моторе установлен термостат, средний температурный режим будет ниже, а масла больше. Установка более горячих свечей предотвратит усиленное нагарообразование.
Ну и, в целом, относитесь к мотору по доброму. После запуска – прогрейте его, во время обкатки не допускайте резкого изменения оборотов и нагрузки, после движения на больших оборотах дайте мотору немного поработать на холостых. Если есть возможность, возложите процесс обкатки (хотя бы его первую часть) на дилера, продавшего Вам мотор.
Каждый владелец лодки или человек только еще планирующий приобрести плавательное средство задается вопросом, как выбрать лодочный мотор. Сегодня на рынке множество лодочных двигателей, как внутреннего сгорания, так и электрических, и поэтому не удивительно, что глаза у покупателя разбегаются, и он не может сообразить, что хочет и, главное, что ему подойдет на самом деле.
Конечно, в вопросе покупки двигателя могут подсказать продавцы-консультанты соответствующих отделов магазинов, но все рано, чтобы говорить с ними на одном языке и не попасть впросак при покупке, необходимо вооружиться знаниями о том, какой мотор лучше подойдет для вашей конкретной лодки. О различных характеристиках лодочных двигателей мы и расскажем в этом обзоре.
Пусть новичков не пугает этот термин, им называют основной соединительный элемент узлов лодочного мотора:
- собственно двигателя;
- редуктора;
- подвески.
В просторечии его именуют «ногой» или «сапогом».
Важным параметром является длина дейдвуда, выбор которой зависит от высоты транца лодки. В зависимости от моделей можно выбрать одну из трех моделей по длине «сапога», разница между значениями зависит от производителя:
- короткий дейдвуд – 367 или 454 миллиметра;
- длинный – 490 или 572 мм;
- экстра длинный – 612 мм.
В английской транскрипции часто используют обозначения длины «сапога», как в размерах одежды: S, L и XL — соответственно.
В случае установки длинной модели на лодку с коротким транцем, появляется большая вероятность закопаться винтами в дно, а при плавании на большой глубине будет наблюдаться существенное снижение скорости.
После того, как вы определились с длиной «ноги», пришло время рассмотреть вопрос о том, как выбрать лодочный мотор по мощности. Этот параметр зависит от габаритов вашей лодки и тех условий, в которых вы планируете эксплуатировать ваше плавательное средство.
С другой стороны слишком слабый мотор не даст лодке нужной скорости, а нагрузка на него будет несоизмеримой с габаритами судна.
Такие двигатели идеально подходят для судов длиной до трех метров, чаще всего используются с лодками из ПВХ. Они компактны, имеют встроенный бак для топлива, расход которого минимален по сравнению с более сильными моделями. Еще одним плюсом таких двигателей является необязательность их регистрации, в ГИМС ставят на учет моторы сильнее пяти лошадиных сил.
На лодках, оснащенных такими моторами легко троллинговать, кроме этого, их часто приобретают в качестве запасных или буксировочных двигателей для более длинных лодок.
Эти моторы имеют по сравнению с самыми слабыми моделями оптимальную мощность. Они обеспечивают отличный ход лодкам длиной до четырех метров и позволяют перевозить двух людей с грузом. Используют такие модели и с лодками из ПВХ, и в плоскодонках, и небольших каноэ.
Их небольшой, до 27 килограммов, вес позволяет легко переносить такие моторы вдвоем, или даже одному человеку с крепкой мускулатурой. Расход топлива тоже вполне приемлем.
Выбор лодочного мотора из этой мощностной категории позволит вам передвигаться большой компанией с тяжелым грузом на судах таких видов:
- на плоскодонках;
- на больших каноэ;
- на надувных лодках длиной до 5 метров;
- на небольших лодках из стеклоткани размером в 3,4 – 5 метров.
Такими двигателями часто оснащают даже небольшие парусные суда длиной до 7,5 метров.
Более крупные по мощности моторы рассматривать не будем, так как они для рыбалки применяются довольно редко.
Двигатели внутреннего сгорания, в том числе и лодочные, могут быть как двухтактными, так и четырехтактными. У каждого из них есть свои положительные и отрицательные стороны.
Такой тип двигателя используется в современных бензопилах или триммерах, вот достоинства моторов такого типа:
- они более дешевы;
- развивают при одинаковой мощности большую скорость;
- удобней в эксплуатации;
- легкие по весу;
- просты в обслуживании и ремонте;
- большое количество запасных частей;
- большой ассортимент и спрос на вторичном рынке;
- более простая конструкция снижает риск поломок.
Между тем у двухтактного мотора есть и существенные недостатки по сравнению с четырехтактными моделями:
- шумность, которая часто мешает при троллинге;
- больше дыма и выбросов, поэтому на некоторых водоемах такие моторы запрещены для использования;
- необходимость в приготовлении бензиново-масляной смеси для заправки;
- неровный холостой ход;
- замасливание свечей;
- выход из строя карбюратора при длительных перерывах в эксплуатации.
Если вы хотите ставить на лодку из ПВХ или пластика более продвинутую модель, то вам нужно обратить внимание на четырехтактные двигатели. Эти двигатели сделаны так же, как и для вашего автомобиля, вот их достоинства:
- ровная и тихая работа, идеально для троллинга;
- экономичный расход топлива;
- экологичность таких моторов позволяет применять их везде;
- ровный холостой ход;
- не нужно готовить топливо;
- за такими моторами будущее, в основном по требованиям экологов.
Но в любой бочке с медом есть капля дегтя, так и наш фаворит – четырехтактный двигатель – без них не обошелся. Ниже перечислены недостатки таких агрегатов:
- они более тяжелые;
- выше по стоимости и ремонту;
- их мало на вторичном рынке;
- менее мощные;
- для транспортировки и хранения необходимы подставки.
Пришла пора поговорить о марках лодочных двигателей. Здесь, несомненно, нужно отметить некоторую брендовую накрутку на цены от наиболее известных производителей. Это явление присутствует не только в индустрии моторов для лодок, но и в других отраслях человеческой деятельности.
Но все-таки небольшой обзор популярных моделей лодочных двигателей мы представим:
- Yamaha 3AMHS. Популярный двухтактный мотор низкой ценовой категории. Этот трехсильный двигатель предназначен для лодок ПВХ с низким транцем. Средняя скорость передвижения около 10 км/час, максимальная – 19. Очень надежная и простая в управлении модель.
- HDX T 2.6 CBMS. Количество «лошадей» в этой тарахтелке всего 2,6 единиц. В остальном она походит на предыдущую, но чуть выше по стоимости.
- Yamaha 5CMH. Пятисильная двухтактная «Ямаха» — один из лидеров продаж. Двигатель надежен и легко выводит трехметровую лодку в глиссирование.
- Honda BF5AK2 SU. Отличный четырехтактный двигатель, долговечный и экономичный он некапризен к качеству топлива. К недостаткам можно отнести высокую цену, но это характерно для всех четырехтактников.
- Yamaha F5AMHS. Тоже четырехтактный двигатель с самыми наилучшими техническими и эксплуатационными характеристиками.
Обкатка лодочного мотора – важное мероприятие, которое продлит жизнь сердцу вашей лодки. Вот некоторые советы по правильной эксплуатации двигателя на первых этапах, когда идет притирка деталей друг к другу:
- после распаковки и установки не забудьте залить масло в редуктор;
- подготовить обогащенную маслом топливную смесь по рекомендации производителя для двухтактного мотора;
- количества смеси или бензина должно хватить на весь цикл обкатки – 10 часов.
После этого следуем алгоритмам в зависимости от типа вашего двигателя.
Обкатывать двухтактный мотор нужно в такой последовательности:
- Заведите мотор и прогревайте на холостом ходу и малых оборотах 10-15 минут.
- Начинайте движение, на протяжении одного часа двигатель должен работать на минимальных оборотах.
- Добавляйте газ поэтапно, каждый час, в течение 6 часов до 75% мощности
- На всех этапах движения, в пределах 15-20 процентов, переменно и регулярно добавляйте и уменьшайте обороты двигателя.
- Оставшиеся 2-3 часа двигайтесь с переменной скоростью, выжимая газ на полную мощность, но не более чем на пять — десять минут, после пятиминутного замедления снова включайте полный газ.
- Перед тем, как заглушить двигатель, дайте ему поработать на тихом холостом ходу еще несколько минут, выработайте весь бензин из карбюратора, отключив подачу бензина.
Такие моторы нужно обкатывать немного по-другому:
- Первый бак бензина вырабатывается на холостом ходу или при движении на самых малых оборотах.
- Время от времени меняйте обороты, но не больше 2500 об/мин, дроссельную заслонку не открывайте больше чем на 50%.
- Во время второго часа можно разогнать двигатель до 3000 об/мин, заслонку можно открывать до 70%, приоткрывая, время от времени на полную.
- Восемь часов следует отъездить в щадящем режиме, ненадолго включая двигатель на полную мощность.
Все без исключения производители рекомендуют перед эксплуатацией лодочного мотора обкатать его. Процедура занимает от 6 до 10 часов. Многие пользователи игнорируют это условие по причине неопытности, либо желая быстрей приступить к целевому назначению долгожданной покупки. Чем это чревато?
Каждый производитель по-своему представляет процесс обкатки. Можно добавлять разное количество масла, постепенно увеличивать нагрузку либо же медленно увеличивать количество оборотов.
Нужно понимать, что технологии идут вперед и допуски масел могут быть довольно жесткими и четко регулироваться конкретным производителем. Связано это с внутренними процессами в двигателе. Поршневые кольца оказывают на цилиндр большое трение, из-за этого наблюдается перегрев. Обкатка мотора с использованием масла предотвращает чрезмерное трение в будущем.
Максимальное время обкатки 20 часов, время может быть уменьшено, главное условие – израсходовать 40 литров топлива. Если двигатель двухтактный, в топливо добавляется еще больше масла, чем потребуется при использовании в будущем. Обычно масла добавляется в 2 раза больше. В бензин нельзя добавлять моющие присадки.
Место для обкатки выбирается спокойное. На мотор не должно быть дополнительной нагрузки.
- загружать судно лишним весом;
- ехать на большой скорости;
- буксировать другое средство;
- тащить за собой лыжника;
- преодолевать волну;
- преодолевать течение.
Если же сразу выйти в озеро или речку с сильным течением, то есть риск, что мотор выйдет из строя при первых часах эксплуатации. Помимо этого нужно соблюдать другие технические характеристики, которые указаны в техническом паспорте.
Если проигнорировать правила обкатки, это чревато:
- выходом из строя колец;
- обрывов поршней;
- проломом шатунами стенок картера.
Есть специальная инструкция, которая подходит для обкатки всех моторов любого производителя. В первые 10 часов не должно превышаться 85% максимальных оборотов. Постоянная скорость не должна сохраняться на протяжении 10-15 минут.
Я уже довольно давно занимаюсь активной рыбалкой и нашел много способов как улучшить клев. И вот самые эффективные:
- Активатор клева. Привлекает рыбу в холодной и теплой воде с помощью феромонов, входящих в состав и стимулирует ее аппетит. Жаль, что Росприроднадзор хочет ввести запрет на его продажу.
- Более чувствительные снасти. Обзоры и инструкции по другим типам снастстей вы можете найти на страницах моего сайта.
- Приманки с использованием феромонов.
Остальные секреты успешной рыбалки вы можете получить бесплатно, читая другие наши статьи на сайте.
В первую очередь нужно правильно подготовить топливную смесь. Бензин нужно заливать, когда двигатель полностью остановлен. Процедура смешивания бензина с маслом проводится на открытом воздухе. Рядом не должно быть источника огня, дыма, не должны работать инструменты, которые могут произвести искру. Также искра может образоваться при установке топливного шланга в топливный бак. Лучше отказаться от пластиковых воронок.
Нужно соблюсти следующую последовательность действий:
- В специальную емкость наливается небольшое количество бензина, необходимое количество масла, затем доливается оставшееся топливо. Все тщательно перемешивается.
- Смесь переливается в бак, закрывается воздушный кран, мотор устанавливается на лодку. Далее можно переходить к запуску.
- Перед запуском нужно проверить, чтобы крышка была плотно закрыта. Крышка может быть открыта только при аварийном пуске или во время технического обслуживания.
- Мотор должен запускаться только в воде. Если его включить в воздухе, это может закончиться перегревом либо поломкой водяного насоса. Если отключить пробку вентиляции от топливного бака, бензин может протечь и привести к взрыву.
Как запустить холодный двигатель:
- поставить режим «закрыт» на воздушной заслонке;
- запустить стартер;
- передвинуть рычаг воздушной заслонки;
- дождаться бесперебойной работы двигателя;
- убедиться в исправности работы насоса.
Для обкатки используется смесь в следующей пропорции. 1 часть масла и 25 частей бензина. Если в моторе имеется инжектор масла, то соблюдается пропорция 1 к 50.
Процесс обкатки описывается по минутам. Нужно выделить целый день для данной процедуры, так как прерываться нельзя. Соотношение масла и бензина каждый производитель рекомендует сам, но одно правило остается одинаковым для всех: во время обкатки масла используется больше, чем во время эксплуатации.
Нужно провести обкатку двигателя этап за этапом:
- В первые 15 минут используется режим холостого хода. Нужно убедиться, что система охлаждения работает исправно.
- Далее 1 час 45 минут можно набирать оборот до 3500. Каждые 10 минут обороты меняются, но не превышают указанное количество.
- Следующие 2 часа можно набирать до 4500 оборотов. Также каждые 10 минут обороты нужно меняться в указанном интервале. Система охлаждения должна работать исправно.
- В течение следующих 3 часов можно переходить на ¾ газа периодически на пару минут включая полный. Не перестает действовать правило, что каждые 10 минут обороты меняются.
- Последние три часа можно выбирать любые обороты, желательно не самые мощные.
Чтобы мотор приработался, необходимо примерно 100-150 моточасов. Чтобы срок службы двигателя оставался максимальным, нужно не только правильно его обкатать в первый день использования, но и следить за частотой вращения на заданной мощности.
Опытным путем было определено, что двигатель прослужит дольше, если использовать его мощность не на 100%, а до 80%.На 50% мощности наблюдается наименьший расход топлива.
Рекомендуется взять с собой на обкатку:
- датчик температуры;
- GPS навигатор.
Игнорировать процесс обкатки нельзя. Это даст возможность хозяину не только «почувствовать» свой новый двигатель, но и настроить его на долгие годы жизни.
Есть масса статей, как обкатать лодочный мотор, в этой предпринята попытка дать данные для моторов разных категорий и привести технологию самой практичной и простой обкатки.
Водномоторники со всего мира знают, что в начале эксплуатации любого подвесного лодочного двигателя стоит убедиться в том, что у него исправны все детали, и что их работа будет идти без перебоев. Также важно как бы немного потренировать свой лодочный двигатель перед тем, как пускать его в большие длительные путешествия и плавания.
Поэтому и существует такое понятие, как обкатка. И от этого важного процесса во многом будет зависеть дельнейшая работа вашего водного транспорта. Поэтому постарайтесь максимально ответственно подойти к этому вопросу, а этот материал вам в помощь.
Современные моторы на лодку являются очень технологичными и совершенными агрегатами, которые выбирают лодочники разных категорий и на разные суда. Есть модели для спокойных водных прогулок, есть для рыбной ловли в режиме троллинга, а также для различных экстремальных водных условий:
- сегодня лодочные моторы являются в крайней степени мощными и скоростными агрегатами. Их скорость сегодня варьируется от 1, 5 до 300 лошадиных сил. Агрегаты с разной скоростью, мощностью и габаритами производят абсолютно все мировые бренды;
- хочется отметить и всевозможные функции и системы, которыми наделены современные лодочные моторы. Среди них встречается упрощенное зажигание лодочного мотора, система эффективной подачи топлива в карбюратор вашего лодочного мотора, а также опция, позволяющая проще эксплуатировать румпель вашего лодочного мотора;
- к наиболее современным и совершенным моделям лодочных моторов относятся двигатели на 2 и на 4 такта. Они отличаются характеристиками безопасности, надежности, экологоичности и очень хорошей экономичностью топлива.
Будут раскрыты самые простые технологии, которые помогут своевременно и тщательно произвести первоначальную обкатку вашего нового подвесного лодочного двигателя. Дело в том, что многие начинающие водномоторники опасаются производить эту процедуру, боясь, что что-то пойдет не так, и сам подвесной лодочный мотор будет испорчен.
К слову, хотелось бы упомянуть, что в основном у каждого конкретного подвесного лодочного мотора, будь то Ямаха, Ветерок, Джонсок, Судзуки, Пуля, Нептун или любой другой двигатель, есть своя собственная технология по обкатке вашего средства. Они не будет разительно отличаться от каких-то общих рекомендаций, но могут быть те или иные нюансы. Поэтому тщательно изучайте свои инструкции для того, чтобы знать мелкие нюансы:
- обкатка лодочного мотора может потребовать немало вашего времени некоторые финансовые затраты. Но, вкладывая в свой подвесной лодочный мотор сегодня, завтра он вас только поблагодарит за это. Поэтому не стоит экономить на этих фундаментальных вещах, а лучше всего наиболее ответственно подойти к такой процедуре, как обкатка вашего подвесного лодочного двигателя. Важно изучать материалы, чтобы понять, как правильно обкатать лодочный мотор;
- сама подобная проработка подвесного лодочного двигателя затрагивает 3 важные детали работы лодочного мотора. Вам необходимо будет приработать коленвал с подшипниками, детали редуктора и цилиндр с поршневыми кольцами. Эти важные элементы любого подвесного лодочного двигателя являются, пожалуй, самими важными его составными. Именно поэтому так важно, так сказать, обкатать их, чтобы сразу проверить ход их работы. Либо выявить те или иные несовершенства в работе этих механизмов;
- стоит отметить, что есть небольшие отличия в обкатке двух самых распространенных типов подвесных лодочных моторов, о которых упоминалось в первой части этого материала – речь о двухтактном и четырехтактном двигателях. Обкатка двухтактного подвесного двигателя обеспечит прирабоку подшипников качения. И даже, если пока эти слова вам ничего не говорят, по ходу приработки вашего подвесного лодочного мотора, вы, скорее всего, разберетесь в том, о чем идет речь. А, если же говорить о четырехтактных подвесных лодочных двигателях, то они уже в свою очередь работают на подшипниках скольжения;
- но и в том, и в том случае в процессе приработки вашего двигателя на лодку создается усилие на трение, которое может сразу же снять достаточно сильное напряжение, которое создается на такую деталь, как вал, который еще называют коленчатым. Если же говорить о цилиндре с поршневыми кольцами, то в нем происходит выбор оптимального зазора, при котором соблюдается приемлемый тепловой режим. Если хорошая обкатка вашего подвесного лодочного мотора поможет настроить правильную приработку данных приведенных элементов, то эксплуатационный режим поршня двигателя получится довести до хорошего показателя, то есть до максимальной нормы.
Процесс обкатки лодочных двигателей с зацепленным винтом стоит проводить достаточно долго по времени – около 10 часов. Интересно, что при этом первые 10 минут ваш лодочный двигатель должен работать с минимальной частотой. Здесь может применяться так называемый холостой ход, при котором будут характерны высокие обороты.
Часто следующие 50 минут обкатки среднестатистического подвесного лодочного двигателя рекомендуют производить с дросселем, который будет приоткрыт немного больше, чем наполовину. Это предполагает величину в 3000 оборотов в минуту.
Затем 2 часа обкатки лодочного двигателя предполагают процесс, при котором дроссель вашего мотора будет уже не на половину, а полностью открытым. На данном этапе вам стоит довести частоту работы вашего подвесного лодочного двигателя до момента, когда начинается так называемое глиссирование лодки.
Теперь обороты могут снижаться, а последующие уже 7 часов вашей обкатки могут проводиться на разных частотах работы вашего лодочного двигателя. При этом важно учитывать, что те моменты, когда вышеупомянутый дроссель вашего моторного агрегата будет открытым, не должны быть по времени более 5 минут.
При обкатке очень важно использовать только тот бензин, который будет смешан со специальным маслом для подвесных лодочных моторов. Уже после этого лодочный мотор начнет функционировать в своем обычном режиме. И тогда уже вы сможете заправлять ваш е маломерное водное судно чистым бензином без примеси масла. В тех лодочных моторах, где есть система впрыска, она после обкатки начнет свою обычную оптимальную эксплуатацию.
Стоит обязательно проверять инструкцию к каждому конкретному подвесному лодочному двигателю, в которой могут быть какие-то важные нюансы по обкатке именно вашего лодочного мотора. Поэтому подходите тщательно и ответственно к этой немаловажной процедуре для вашего подвесного лодочного двигателя.