Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки

Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки Наживки

Сегодня предлагаем тему: «конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки» от профессиональных рыболовов. Мы старались максимально полно раскрыть тему. Все вопросы вы можете задавать в комментариях после статьи.

Как работает фрикционный тормоз безынерционной катушки и байтраннер

Устройство тормоза обратного хода безынерционной катушки создано с той целью, чтобы суметь извлечь из водоема крупную рыбу тонкой оснасткой за счет спуска лесы при резком увеличении нагрузки.

К сожалению, не многие рыболовы умеют пользоваться этим механизмом, считая, что катушка – это своеобразное мотовило для наматывания лесы и регулировки ее длины. Однако правильная настройка фрикциона позволяет при поимке трофея не переломить бланк, не разорвать лесу, не разогнуть крючок и извлечь из воды рыбину.

Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки

Суть действия фрикциона заключается в том, что он с помощью специального регулятора подстраивается на заданное усилие. Например, если нить способна выдержать 8 килограммов, то тормоз выставляют на 5-6 кг. Когда подсеченная рыбина сделает резкий рывок, превышающий разрывную способность лесы, она останется целой.

Леса в этом случае начнет стравливаться под воздействием нагрузки, так как сработает фрикционный тормоз. Именно поэтому на шпуле должен быть значительный запас монофилки либо плетенки, чтобы при поимке сома не пожалеть о сэкономленных метрах. О методах можно почитать в статье «Ловля безынерционной катушкой в зависимости от условий и метода ужения».

По расположению на корпусе безынерционки фрикционы могут быть исполнены в следующих вариантах:

  1. Расположение спереди. Подобное месторасположение регулировочного винта и тормоза считается классическим, при этом вся конструкция выполнена на шпуле. Когда идет замена шпули, меняется и тормозной механизм. Такие безынерционки принято считать скоростными, поскольку они рассчитаны на применение лесы с небольшим сечением и малую нагрузку. Этот тип фрикционного тормоза регулируется очень тонко, за щелчок усилие меняется на 200-300 г.
  2. Расположение сзади. Винт регулировки находится в задней части корпуса, что считается намного удобнее, так как не мешает леса. Зато такой тип имеет место быть на силовых мясорубках, чье предназначение – фидер, троллинг, карп-фишинг. Шаг регулятора на заднеприводных фрикционах составляет приблизительно 500 граммов. Если использовать нить небольшого сечения, то при одной отметки ручки регулирования сходить она будет достаточно легко, при затягивании на один щелчок усилие для нее станет критическим.

Тормоз безынерционной катушки тем комфортнее, чем большее число деталей, на которых ложится нагрузка, соприкасаются между собой. В заднеприводном фрикционе упор сделан на тефлоновые шайбы, в переднеприводном – благодаря всей зоне поверхности.

Если пропал тормоз обратного хода на безынерционной катушке, это говорит о том, что за ней не было должного ухода и внутрь корпуса проникла вода либо банально загустела смазка. Бывают, конечно, другие причины, требующие вмешательства специалиста, однако в случае засора достаточно самостоятельно провести техническое обслуживание.

Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки

Применение байтраннера на катушке для многих рыболовов – дело новое и непривычное. Механизм служит для отключения фрикционного тормоза, то есть в критической ситуации достаточно повернуть рычаг, и леса начнет свободно сходить со шпули. Мы писали об этом в статье «Как отрегулировать безынерционную катушку во время рыбалки».

Система не только добавляет комфорт при ловле, но и является защитой от падения удилища в водоем при поклевке очень крупных экземпляров. Для этого необходимо произвести настройку системы, забросить снасть, выставить бланк на подставки и включить байтраннер.

Даже вдруг рыбина с усилием рванет снасть при поклевке, удилище останется на месте. Перед тем, как ее подсечь, механизм необходимо выключить, в этом случае в работу включится фрикционный тормоз. Рассмотрим плюсы этого механизма.

  • безынерционки с байтраннером считаются универсальными, так как применимы с фидерами, карповыми бланками и тяжелыми спиннингами;
  • имеют хорошие фрикционные тормоза с достаточным спектром настроек;
  • катушки располагают легким ходом;
  • рычаги и переключатели надежно фиксируются;
  • отсутствуют люфты;
  • изготовлены из хорошего пластика.

Правда, не обошлось и без недостатков: высокая стоимость, большой вес, пластиковый корпус. Байтраннер выполнен в виде рычага, который при включении задействует вспомогательный тормозной механизм. Главное, выбрать правильный режим включения устройства.

Байтраннер настраивают чуть мягче по сравнению с фрикционным тормозом, чтобы моментально спустить лесу при подмотке. Однако если сделать с точностью наоборот, система не сработает, так как леса будет спускаться за счет фрикциона. Если он расположен в передней зоне корпуса катушки, то степень нагрузки надобно настроить байтраннером.

Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки

Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки

Тормозная система в рыболовных катушках появилась давно. Еще инерционные модели оснащались различными трещотками и прижимными шайбами. Революционный прорыв в этом направлении произошел с появлением безынерционных катушек. Из-за особой конструкции «мясорубок» пришлось изобретать фрикционные тормоза. Благодаря новой системе удалось использовать более тонкие лески для ловли рыбы. Существует несколько вариантов тормозных систем. При выборе катушки в магазине важно обратить внимание и на особенности фрикциона.

Покупая рыболовную катушку, у многих возникает вопрос, что такое фрикционный тормоз? Оказывается, эта система очень полезна во время рыбной ловли.

  • Чтобы вытащить на берег заветный трофей, снасть должна выдержать сопротивление рыбы. И если отдельные представители ихтиофауны ведут себя на крючке достаточно спокойно, то некоторые виды рыб показывают свой буйный нрав. Как рыболову угадать с толщиной лески? Именно диаметр нити имеет определяющее значение на показатель разрывного усилия, которое выдерживает леска. Если на упаковке указано, что нить выдерживает вес 2 кг, то достаточно рыбе приложить усилие, превышающее эту величину, и рыболов останется без поводка или оснастки. Можно конечно поставить толстый шнур, но тогда поклевку придется ждать не одну рыбалку.
  • Решить эту проблему помогают катушки, оснащенные фрикционным тормозом. Принцип действия его заключается в следующем. Шпуля безынерционной катушки находится в статическом положении, а вокруг нее вращается лесоукладыватель. Он приводится в действие рукояткой катушки. Перед забросом приманки фрикцион настраивается таким образом, чтобы при достижении предельного разрывного усилия лески шпуля начала вращаться, отдавая рыбе определенный отрезок нити. При правильной настройке трофей быстро устает, т. к. тормоз оказывает сопротивление. Как только силы у рыбы истощаются, рыболов может снова подмотать леску и подвести добычу к берегу или лодке.

Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки

Фото 1. Шпуля безинерционной катушки.

Подводя итог, можно однозначно отметить, что благодаря фрикционному тормозу можно использовать более тонкие лески, отчего повышаются шансы на поимку осторожной рыбы.

Фрикционный тормоз на безынерционной катушке спасет леску от обрыва во время вываживания или при зацепе крючка за водоросли в том случае, если он правильно настроен. Для регулировки имеется специальный винт, который может быть расположен спереди шпули или на задней части корпуса.

  • Если полностью зажать винт, вращая его по часовой стрелке, то шпуля будет намертво зафиксирована. В таком положении рыболовы чаще всего вырывают оснастку при мертвом зацепе.
  • В случае полного ослабления регулировочного винта малейшее воздействие на леску заставит вращаться шпулю. Тем самым длина оснастки будет увеличиваться, а запас лески на шпуле соответственно уменьшаться. Но без тормоза не удастся вытащить даже небольшую рыбку.
  • В идеале рыболову необходимо найти такое положение фрикциона, чтобы сброс лески начинался только при достижении предельной нагрузки на нить. Точной настройке опытные рыболовы посвящают много времени.

Технология настройки выглядит так.

  1. Сначала катушка с леской устанавливается на удочку. Нить протягивается сквозь пропускные кольца. Конец лески привязывается к статическому препятствию (дерево, столб).
  2. Скобу лесоукладывателя необходимо сбросить. Удилище устанавливается под углом 45 градусов. Скоба закрывается.
  3. Теперь медленным вращением катушки натягивается леска, чтобы кончик удочки согнулся.
  4. Вращая регулировочный винт против часовой стрелки, нужно найти момент срабатывания фрикциона.
  5. Легким подергиванием удилища на себя необходимо проверить, стравливается ли леска при рывках. В итоге после регулировки система должна сработать при возникновении 2/3 от предельной нагрузки.

Однако испытания на суше не являются окончательными. Когда рыба после подсечки начнет отвоевывать метр за метром лески, важно следить за тем, сколько нити осталось на шпуле. Нередко рыболовы, наслаждаясь «песней» фрикциона не замечают, как шпуля опустошается, а дальше происходит досадный обрыв. Вся оснастка остается в воде.

  • Поэтому после подсечки крупной рыба, которая быстро уходит от рыболова, необходимо постепенно поджимать регулировочный винт. Таким простым способом плавно создается дополнительное сопротивление, а на большой длине лески происходит растягивание материала. Это особенно полезно делать в случае с монофильными нитями, которые благодаря растяжимости хорошо амортизируют рывки рыбы.
  • Существует неприятный момент самозатягивания фрикциона, характерный для недорогих моделей с передним расположением регулировки тормоза. Когда рыба сматывает леску, вращая шпулю, регулировочная гайка начинает самопроизвольно подкручиваться. Если сразу после подсечки катушка была настроена на 2 кг, то в конце вываживания это усилие может возрасти до 3-4 кг. Часто леска просто не выдерживает и рвется. В таких случаях рыболову придется следить за вращением шпули и при необходимости отпускать винт.

Передний и задний фрикционы: устройство, плюсы и минусы

Современные безынерционные катушки оснащаются тормозными системами разной конструкции. У каждой из них есть как сильные, так и слабые стороны.

    Большинство небольших «мясорубок», а также некоторые модели с байтраннером, оснащаются передним фрикционом. Система работает следующим образом. Шпуля устанавливается на шток, после чего фиксируется винтом через фрикционные шайбы. В зависимости от степени затягивания винта затрудняется или ослабляется вращение шпули. Такой механизм торможения считается надежным и простым. Катушки с передним фрикционом более легкие и компактные. Кроме того, настройка фрикциона у таких катушек более точная. Однако регулировать усилие во время вываживания не очень удобно. К тому же при замене шпули меняется и тормозная система.
Читайте так же:  Прикормки пеллетс

Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки

Фото 2. Переднефрикционная катушка.

Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки

Фото 3. Катушка с задним фрикционом.

При выборе катушки эксперты советуют следовать следующему принципу. Для поплавочной или спиннинговой ловли предпочтительнее комплектовать снасть моделями с передним расположением фрикциона. Тем рыболовам, которые выбрали фидер или карпфишинг, лучше обратить внимание на силовые катушки с задним фрикционом. Наличие байтраннера оправдано при целенаправленной ловле карпа и сазана.

Фрикционный тормоз безынерционной катушки — классификация и настройка

Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки

Фрикционный тормоз — это одна из самых важных частей любой безынерционной спиннинговой или фидерной катушки. Служит фрикцион для того, чтобы самопроизвольно начать спускать леску с катушки при очень сильном сопротивлении рыбы.

Допустим вы ловите рыбу монолеской 0.15 диаметра. А вам на спиннербейт сел огромный жерех весом в 4.5 кг. Скажем прямо, без фрикционного тормоза шансов вытащить такую крупную рыбу, которая способа делать сильные рывки и уходить на глубину — не много. Если бы фрикциона не было — рыба просто бы растянула вашу леску и порвала ее, никакие ваши гасящие движения спиннингом не помогли бы, ведь леска слишком тонка для такой крупной рыбы.

Тут на помощь приходит фрикцион, который вручную настраивается на определенную нагрузку. Если рыба начинает тянуть леску слишком сильно — она начинает стравливаться со шпули. Рыба при этом ощущает сопротивление и тратит силы на то, чтобы попытаться уйти. А в моменты когда рыба ослабевает — вы спокойной можете подматывать ручку катушки и следовательно приближать добычу к лодке или к берегу.

Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки

Бывает 2 вида фрикциона:

  • передний (считается спиннинговым)
  • задний (считается фидерным)

У обоих видов фрикционных тормозов есть свои преимущества и недостатки, разберем каждый более подробно.

Передний фрикционный тормоз значительно более чувствителен и может реагировать даже на самые слабые сопротивления лески. Расположен он на передней части шпули. Настраивается путем вращения винта.

Первый недостаток такого фрикциона является не очень удобная настройка в процессе вываживания, значительно проще быстро подкрутить или наоборот ослабить задний фрикцион, тогда как доступ к переднему может быть немного перекрыт леской идущей от лесоукладывателя к первому кольцу удилища.

Второй недостаток переднего фрикциона — менее удобно снимать и заменять шпулю катушки. Передний фрикцион является винтом, которые крепит шпулю, тогда как если в катушке задний фрикцион — шпулю можно сменить одним нажатием на кнопку на шпуле.

Задний фрикционный тормоз менее чувствителен и чаще используется при ловле мощными снастями крупной рыбы на фидер, троллинг или при ловле мощным спиннингом. Позволяет удобно производить настройку даже прямо во время вываживания.

Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки

Спиннинги Black Hole — подробный обзор всех линеек лучших твичинговых и джиговых спиннингов.

Оснастка дроп-шот — видео связки узла, выбор приманок в следующей статье.

Казалось бы в настройке фрикционного тормоза нет ничего сложного. Необходимо настроить фрикцион так, чтобы он начинал стравливать леску только в случае серьезного сопротивления рыбы или при зацепе, чтобы леска не порвалась, удилище не сломалось.

Но настраивать фрикцион нужно буквально в полевых условиях. Дело в том, что усилие, которое необходимо приложить для натяжения лески идущей прямо из катушки и для натяжения лески идущей из последнего кольца спиннингового удилища — разные. Если леска проходит через все кольца и натянута от спиннинга под углом в 90 градусов — усилий для срабатывания фрикциона потребуется значительно больше, нежели при стягивании лески прямиком с катушки. Вот и настраивать нужно катушка в условиях пропуска лески через все кольца.

Идеальный вариант — привязать конец лески к какому-нибудь предмету и потягивая удилище под 90-120 градусов выставить фрикцион, чтобы он срабатывал примерно на 80% нагрузки (при 100% леска порвется). Это обезопасит вас от лишнего схода лески во время вываживания и доставит хищнику максимальное сопротивление.

У заднего и переднего фрикционов совершенно различное назначение. Передний фрикцион работает при вываживании, а задний — после поклёвки до начала вываживания. Задний фрикцион имеет смысл только в катушках с системой «бейтраннер» и работает только при включённом «бейтраннере». При начале наматывания лески ручкой (при вываживании) «бейтраннер» автоматически отключается, и катушка переключается на передний фрикцион.

Варианты катушек:
1 — с передним фрикционом;
2 — с задним фрикционом;
3 — с передним и задним фрикционами одновременно (система «байтраннер»).
Назначение переднего и заднего фрикционов в вариантах 1 и 2 одинаковое — используется при вываживании рыбы (после подсечки).
Назначение переднего фрикциона в варианте 3 — вываживание, назначение заднего — регулировать усилие свободного вращения шпули до подсечки

1 и 2 — это не варианты. Это просто катушка с одним фрикционом. Где располагается ручка регулировки этого фрикциона — не так уж и важно. Ясно, что и сам фрикцион размещается в разных местах — в шпуле и на заднем конце оси, но в случае одного фрикциона это совершенно эквифаллично.

А вот 3 — это и есть второй вариант — катушка с двумя фрикционами — передним и задним. И назначение фрикционов диктуется их расположением: передний — для вываживания, задний — до подсечки.

Глубокомысленные размышления о различиях типов фрикционов у катушек с одним фрикционом могут создать впечатление о существенных различиях этих типов, влияющих на выбор катушки. Это, однако, неверно.

1 и 2 — это варианты расположения фрикциона в катушке. Естественно, это просто катушка с одним фрикционом (кто же спорит?). Но не всем рыболовам, скорее даже наоборот, эквифаллично, что у них в руках: катушка с передним фрикционом или задним. О вкусах не спорю, но все недостатки и достоинства указаны выше, в статье. Это, как варианты автомобилей с передним и задним приводом: оба выполняют своё назначение, но по-разному. И различия здесь более понятны, чем в катушках. А чтобы понять различия в катушках (варианты 1 и 2), нужны не глубокомысленные размышления (которые, кстати, Вам не помогли увидеть эти различия), а логическое мышление и/или опыт.
Для опытного (разборчивого) рыболова важна катушка «в деталях», а для мнимого и новичка — лишь катушка «в целом».
P.S: Пришел я тут как-то намедни в рыболовный магазин купить крючки к зимней рыбалке, а ушел ни с чем. Из двух сотен вариантов не смог подобрать нужной формы.

Для опытного (разборчивого) рыболова важна катушка «в деталях», а для мнимого и новичка — лишь катушка «в целом». P.S: Пришел я тут как-то намедни в рыболовный магазин купить крючки к зимней рыбалке, а ушел ни с чем. Из двух сотен вариантов не смог подобрать нужной формы.

Блин, сожми чуть-чуть свои РАСТОПЫРЕННЫЕ ПАЛЬЦЫ «опытного рыболова», а то суть постА не виднА!

Для чего предназначен фрикционный тормоз на катушке что это такое знают наверняка как опытные рыболовы, так и начинающие. Но правильная настройка фрикциона для новичков может оказаться непосильной задачей. Однако не стоит отчаиваться. Рано или поздно вам придётся столкнуться с этим вопросом. И когда вы научитесь, то поймёте, что ничего сложного в этом нет.

Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки

Как правило, все выпускаемые сегодня безынерционные катушки оснащены так называемым фрикционным тормозом. Он позволяет стравливать леску под определенным усилием. Перед каждой рыбалкой стоит отрегулировать его под конкретную снасть.

Использование фрикциона позволяет использовать более деликатную снасть:

  • Увеличивается шанс на поимку трофея.
  • Снижается количество обрывов лески и вероятность того, что крючок разогнется.

Рассмотрим расположение фрикциона на катушке и что такое устройство дает рыболову.

Различают безынерционные катушки с передним и задним фрикционным тормозом. Если первые, как правило, используют для спиннинговой ловли, то вторые для фидерных удилищ. Существует также система, сочетающая два этих тормоза. Она называется байтраннер.

Каждая из систем имеет право на жизнь и обладает своими положительными и отрицательными чертами.

Передний фрикционный тормоз более чувствительный, чем задний.

Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки

Поэтому его чаще всего используют при ультралайтовой ловле:

  • Регулировка производится с помощью специального винта, крепящего шпулю. Из-за этого приходится тратить значительное время для её смены.
  • Считается, что катушки с передним тормозом более надежны, так как оснащены механической схемой.
  • В таких катушках за счет подкладывания шайб под шпулю возможна регулировка намотки.

Катушки с задним расположением фрикционного тормоза отличаются от предыдущих по ряду параметров:

  • Позволяют регулировать снасть даже во время вываживания.
  • Смена шпули осуществляется простым нажатием.
  • Стоимость шпули значительно ниже.
  • Отсутствуют прижимная шайба и гайка. В процессе смены шпули есть риск потерять их.

Байтраннер позволяет гасить резкие рывки рыбы до подсечки. После подсечки нужно переключаться на передний фрикцион.

  • Такие катушки совместно с маркерным поплавком можно использовать для проверки глубины водоема.
  • Препятствует падению удилища в воду с подставки.
  • Сам механизм за счет более точной балансировки менее подвержен вибрации, работает более плавно.

Назначение одиночного заднего и переднего фрикциона сводится к вываживанию рыбы после подсечки. В случае использования байтраннера назначение переднего фрикциона – вываживание, а заднего — регулировка усилия свободного вращения шпули до подсечки.

Читайте так же:  Как насадить червя на крючок для карася, леща, сома, карпа

На сегодняшний день на рынке рыболовных катушек появились модели с тремя фрикционами.

  • Третий «тормоз борьбы» предназначен для вываживания крупной рыбы.
  • У каждого из трех тормозов трещотка звучит по-разному. Тем самым, рыбаку легче определить, какой из фрикционов работает в данный момент.

Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки

Система стравливания лески призвана создавать определенное усилие при стравливании лески. Необходимо настраивать её таким образом, чтобы избежать обрыва снасти.

Правильно настроенная система тормозного стравливания поможет в борьбе за улов:

  1. Для начала стоит привязать основную леску к дереву или любому стационарному предмету.
  2. Натягивая удилищем основную леску стоит регулировать винт фрикционного тормоза.
  3. Идеальным будет соотношение, когда ваша система торможения лески начнет срабатывать на 1 килограмм меньше, чем разрывная нагрузка основного шнура.
  4. Опытные рыболовы для этого используют безмен. Сначала им проверяют фактическую разрывную нагрузку лески, а потом подстраивают фрикцион на меньшее усилие.

Не стоит настраивать стравливание прямым натяжением лески от катушки без использования удилища. Во время вываживания часть нагрузки ложится на сам бланк. Тем самым такая регулировка будет не вполне достоверной.

И все же какими бы чертами не обладали те или иные катушки, выбор остается всегда за вами.

Фрикцион или фрикционный тормоз катушки – как настроить

01 июля 2017 7483

Фрикцион или фрикционный тормоз безынерционной катушки

Фрикционный тормоз – важный узел безынерционной катушки. Его главная “стратегическая” задача – уберечь леску от обрыва, а снасть – от возможной поломки при опасных нагрузках. Не менее важная “тактическая” задача – сглаживать рывки рыбы и не давать ей сойти. Как же правильно настроить и в процессе рыбалки регулировать фрикционный тормоз?

Настройка фрикциона безынерционной катушки “под максимум”

Мы уже говорили о затяжке фрикциона «под максимум», когда тормоз устанавливают по ощущению на “докритическое” значение. Это значение напрямую связано в основном с прочностью и лески, и отчасти удилища – поэтому превышать его нельзя. А вот сделать меньше – можно, а иногда и нужно. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, посмотрим, на что и как влияет затяжка тормоза.

Для начала вспомним, что фрикционный тормоз – это автоматическая система безопасности нашей снасти. Иногда даже при внеплановых экстремальных нагрузках – например, зацеп за кусты при резком забросе – сработавший фрикцион поможет избежать поломки удилища или катушки. Поэтому некоторые фирмы специально делают так, чтобы этот механизм не затягивался до конца – «на всякий пожарный».

Настройка фрикциона безынерционной катушки на рыбу

Не менее важная “тактическая” задача фрикциона – избежать обрыва лески или поломки спиннинга при поимке крупной рыбы. Отпущенный (в разумных пределах) тормоз делает вываживание более «мягким» – то есть, лучше компенсирует и рывки хищника, и наши возможные ошибки. Доходит до кажущегося парадокса: мы крутим катушку «на себя», а рыба умудряется еще быстрее тянуть «обратно». При таком раскладе порвать леску или сломать спиннинг можно только специально.

Кроме того, фрикцион может помочь и в выполнении сверхдальнего силового заброса. Например, при ловле жереха бывает необходимо послать достаточно тяжелую блесну на предельное расстояние. А это возможно только с разумно тонкой леской – которая, однако, может не выдержать резкого силового заброса. Предварительное ослабление фрикциона в какой-то мере «сглаживает» этот мощный стартовый рывок.

Однако ослабление фрикциона ослабляет и подсечку – ведь при рывке нагрузка резко возрастает, шпуля проворачивается и сдает немного лески. Да и само вываживание при слабом тормозе иногда неоправданно затягивается, а это опасно – рыба может уйти в траву или в коряги.

Получается, что, в зависимости от конкретных рыб и местных условий, «пробуксовка» может быть как полезна, так и вредна. Поэтому правильная установка фрикционного тормоза – это почти всегда разумный компромисс между подсечкой и вываживанием. Однако если есть какие-то сомнения, «регулируйте» всегда в пользу подсечки – ведь во время вываживания мы еще успеем при необходимости дополнительно ослабить или подтянуть тормоз.

Например, при ловле щуки и судака – из-за их костистой пасти и «бульдожьей» хватки – всегда необходима жесткая подсечка. Значит, и фрикцион должен быть затянут «под максимум». К тому же, эти хищники обычно пытаются уйти в траву или в коряги – тогда остановить их поможет только сильное торможение.

Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки

Да и вообще, вываживать некрупных (до 2 кг) «зубастых» и «клыкастых» лучше форсированно – не давая им опомниться, ведь прочность снасти это позволяет. А если вдруг попадется настоящий «крокодил», то для него даже тугой фрикцион – небольшая помеха. К тому же, при необходимости его всегда можно ослабить.

Противоположный пример – окунь. Все знают, что у «полосатого» довольно слабые губы – которые иногда и вытаскиваешь вместо рыбы. Чтобы этого не случилось, подсечка и вываживание окуня должны быть деликатными, что обеспечивается соответствующим ослаблением фрикционного тормоза. Не нужен «жесткий» тормоз и при ловле таких хищников, как жерех, язь и голавль. Ведь эти рыбы имеют мясистую пасть и хорошо засекаются, нередко даже без подсечки. Однако после этого жерех и голавль обычно делают резкий рывок, а «мягкий» фрикцион помогает сдержать этот опасный первый порыв. Язь же имеет привычку «кувыркаться» при вываживании, а отрегулированный тормоз и здесь нейтрализует все опасные рывки.

Поэтому перед началом каждой рыбалки необходимо вновь выставить соответствующее значение фрикционного тормоза и в процессе ловли при необходимости регулировать его, но ни в коем случае не превышая при этом «безопасный максимум». Естественно, то же самое нужно делать и при установке новой шпули – особенно с более тонкой леской – о чем некоторые иногда забывают.

Работа фрикционом подразумевает не только его начальное выставление, но и при необходимости – регулирование в процессе ловли. У катушек с задним тормозом и регулятор крутить удобнее, и оценивать степень затяжки по цифрам проще. Вот почему при ловле с тонкой леской я предпочитаю именно такие модели.

Конструктивные особенности фрикционных тормозов в катушках и технология их настройки

Однако еще многие рыболовы не умеют правильно пользоваться тормозом катушки. Одни забывают правильно выставить фрикцион, другие затягивают его «намертво». Увы! Сколько удилищ и лесок еще поломается из-за этого, сколько рыб сорвется с крючка!

Кстати, грамотное пользование фрикционом уже в процессе вываживания явно свидетельствует о зрелом мастерстве рыболова. Особенно это заметно при ловле крупных и сильных рыб в сложных условиях. Например, такой боец, как семга, требует особо тонкого подхода. С одной стороны, пасть этой рыбы достаточно жесткая, а хватка крепкая – все это требует сильной подсечки и затянутого фрикциона. Однако сразу после этого следует мощнейший рывок и дальнейшая длительная и упорная борьба. Чувствуя сильное противодействие, семга просто бесится. Вплоть до того, что делает «свечки» или даже «разбивает нос» о камни, пытаясь, как многие считают, выбить приманку из пасти. А вот на слегка ослабленном тормозе рыба ведет себя спокойнее, поэтому на чистом месте фрикцион немного отпускают. Однако, пускать ее в камни или в порог нельзя, никакая леска этого не выдержит. Здесь уже приходится «что есть силы» перетягивать – кто кого? Тормоз, естественно, должен быть затянут. У ног рыболова семга еще не раз показывает всю свою мощь и так резко «шарахается прочь», что нередко все-таки сходит. Приходится перед завершающим этапом вновь слегка ослаблять фрикцион.

Видео по теме: Как настроить фрикционный тормоз катушки

Регулировка фрикционного тормоза спиннинговой катушки

В какой то м ом ент своей карьеры каждый рыболов сталкивается с вываживанием достаточно сильной рыбы. При этом далеко не самую последнюю роль играет правильно подобранная и настроенная спиннинговая катушка, особенно ее фрикционный тормоз. Иногда варьирование настройки фрикционного тормоза может су щественно повлиять на исход противостояния рыболова и рыбы. Именно поэтому мне захотелось поделиться всевозможными тонкостями в этом вопросе. Читатель сможет посмотреть на актуальную тему с разных сторон, в том числе и со спортивной.

Затянут. перетянут. недотянут. да, действительно это так – фрикцион фрикциону рознь. И можно сказать, что от этого узла в спиннинговой катушке достаточно часто зависит все. Т.е. окажется хищник в ваших руках или “дерзко посмеется” над вами. Бесспорно, очень многое зависит непосредственно от ваших действий, но хотелось бы обратить внимание на один очень важный момент. Качество исполнения самого фрикционного тормоза должно быть на высоте. На сегодняшний день выбор рыболовных товаров настолько велик, что даже среди самых недорогих моделей можно подобрать вполне сносную катушку с фрикционом, может и не лучшего качества, но уж, по крайней мере, исправно выполняющую свою прямую задачу.

Акцентировав внимание на этом моменте, можно сказать, что качество исполнения фрикционного тормоза — это не прихоть, не дополнительный бонус, а серьезный показатель, заслуживающий должного к себе внимания.

Так как же быть? Разные спиннингисты говорят по-разному. Одни ловят всегда и везде с полностью затянутым фрикционным тормозом, и если уж трофей действительно ТРОФЕЙ, то только тогда в работу вступает фрикционный тормоз. другие скажут: “. бред и чушь! Тормоз должен быть максимально расслаблен, чтобы предотвратить обрыв лески и сход рыбы”.

Дело в том, что здесь нет усредненного значения в степени затягивания фрикционного тормоза. Будут правы и те, и другие, и даже третьи, которые скажут о необходимости настройки фрикционного тормоза под разрывную нагрузку лески, прочность крючков и всей снасти в целом. Вы, наверное, решили, сколько людей, столько и мнений? Да, так, но немного и не так. Дело в том, что у большинства спиннингистов есть определенные предпочтения в виде ловли. Вот, например, кто-то ловит только тяжелыми приманками, кто-то – сугубо ультралайтом. Исходя из условий ловли, складывается некое понятие “правильного фрикциона”. Каждый прав в чем-то своем, но применительно только к определенному виду ловли. Поняли, о чем я хочу сказать: не существует одного абсолютно верного “шаблона”, каждый находит наиболее удобную настройку фрикционного тормоза для себя, поэтому и появляются столь разные, порой очень противоречивые высказывания. Собственно об этом и поговорим. Исходя из разных условий, я предложу вам некоторые схемы настройки фрикциона и непосредственно стили вываживания, которые практикую сам. А уж вам решать, что вам при годится, а что вы посчитаете “недостойным существования”.

Читайте так же:  Ловим на съедобную резину

Покопавшись в своих мыслях и дневниках, я пришел к выводу, что первоначально уместнее всего было бы разделить тему на два направления — ловля накоротке и дальней дистанции. В принципе, именно такое разграничение мне кажется наиболее удачным. Вроде бы выделил только два варианта, можно сказать две схемы. Но не все так просто, как может показаться с первого взгляда, как и везде, здесь есть множество тонкостей.

Дальняя дистанция

Если говорить о каких-то конкретных цифрах, то мне кажется, граница эта находится где-то около 50 метров. Т.е. под ловлей на дальней дистанции стоит подразумевать расстояние от 50 метров и более. дело в том, что именно начиная с 50- 60 метров многоволоконный шнур (а в данной ситуации на 99 % я пользуюсь только им) ведет себя уже немного по-другому. Точнее, вся снасть ведет себя по-другому. Отсутствует некая повышенная жесткость, в отличие от применения плетеной лески при ловле накоротке. Но здесь сразу стоит немного оговориться: речь идет о деликатной ловле, даже на таком расстоянии. Спиннинг максимум до 25-30гр. по тесту, до статочно тонкий шнур(0,1 – 0,12мм), который в первую очередь и обеспечит необходимую дальность заброса. Соответственно и вес используемых джиг-приманок до 24-25гр. При грамотной сбалансированности такого комплекта не зазорным будет покорение и девяностометровой отметки. Я, скорее всего, не сильно ошибусь, если скажу, что данный набор является неким “универсальным солдатом” для джиг-спиннингиста средней полосы России. Он выручит вас, как при ловле на больших озерах с берега, так и на водохранилищах, если это береговая рыбалка. Если для Оки в некоторых местах может не хватить запаса мощности, то для Москвы-реки как летом, так и зимой окажется весьма кстати.

Я неспроста так подробно описал предполагаемую снасть, далее вы все поймете.

Ну, а теперь, как говорится, к сути. Было в свое время множество экспериментов, побед, промахов и неудач. Теперь, (наступив на одни и те же грабли по несколько раз!), я уже могу построить некоторую систему вываживания.

Амортизация спиннинга при подсечке, некие слабые, но амортизирующие свойства самого шнура сильно сказываются на качестве подсечки при такой дистанции. А если еще и фрикцион катушки стравит в этот момент пару метров, нет никакой уверенности в том, что крючок надежно вошел в пасть хищника. Собственно вы уже поняли, к чему я хочу подвести. Конечно, я выставляю тормоз таким образом, что даже при самой мощной просечке он “молчит”. И негатива здесь достаточно много: клюнет солидный, скоростной хищник — прощай приманка, или поклевка произойдет под ногами, ситуация может повториться: или сход. или разогнутый крюк. обрыв снасти. Да, это так, но если основная ловля проходит “за горизонтом”, масса поклевок тоже там, то это лучший вариант настройки фрикциона из мной опробованных. Итак, фрикцион затянут, основная масса поклевок “на дальней бровке”, хищник не отличается слоновьим весом и скоростью меч-рыбы. НУ. вот она, долгожданная поклевка, подсечка.

Далее есть два сценария.

Хищник действительно крупный и без боя сдаваться не намерен. В этом случае я сразу достаточно сильно ослабляю фрикцион, после чего следует медленное и очень нежное вываживание. Пока мы визуально не определим надежность сцепки приманка-хищник, давать чрезмерную нагрузку и форсировать вываживание не стоит.

И вот мы видим уже все своими глазами:

Крюк надежно сидит в пасти, значит можно не затягивать процесс и ускорить вываживание.

Если крючок зацепился за тоненькую пленочку с краю пасти (и такое бывает) — следует понадеяться на удачу, свести нагрузку к минимуму и ни в коем случае не выводить на поверхность. Иначе – один взмах головы хищника, и приманка полетит в одну сторону, а хищник отправится в другую.

Но, о чем это я — все соревнования, да соревнования. Ловите и получайте удовольствие!

Ловля накоротке

Ориентировочная дистанция заброса до 30 – 35 метров. Стоит повториться, что цифра эта весьма условная и спорная. Если бы лично меня спросили, что я подразумеваю, говоря “ловля накоротке”, то для меня – это ловля непосредственно под ногами. Около 40 % забросов — это максимум до 20 – 25 метров, а остальные 60% – до 15 метровой отметки.

В этом разделе стоит упомянуть одну очень важную деталь. Ведь и при основном упоре на хищника, когда в руках у вас достаточно серьезное удилище, практически нерастяжимый шнурок, поклевка может произойти и непосредственно у вас под ногами. Фрикцион затянут, мощная снасть. – поверьте, в половине случаев ни к чему хорошему это не приведет. А если вам еще и так крупно повезет, что под ногами сядет приличный, да еще и достаточно резвый хищник — пиши, пропало, даже до фрикциона рука не успеет дотронуться. Либо сход, либо разогнутые крюки, либо провисший шнур. – выбирайте, что душе угодно. Трофея вам все равно не видать. Может быть, я немного и сгустил краски, но сделано это лишь для того, чтобы показать всю серьезность темы. Конечно, я не буду спорить, что пока вы ловите мощным спиннингом, солидной плетенкой, да и крючки у вас “не промах”, мало какая рыба будет способна нарушить целостность снасти. Но вот само количество сходов с затянутым фрикционом возрастет на порядок. Есть у меня и два очень показательных примера, как говориться, смотрите, и не повторяйте чужих ошибок. Оба эпизода развернулись на всем известной речке Пехорка, известной не только экологией, обилием разнообразного хищника, но и трофейными экземплярами.

Какая там работа фрикциона — окунь заметил меня только после того, как воблер уже надежно сидел в его пасти. Мгновенный рывок на середину реки, и леска провисла. – один из моих любимых воблерочков от Rebel навсегда простился со мной. Немного ошибочно полагать, что степень затягивания фрикциона можно подрегулировать во время вываживания. Конечно, в ряде случаев это возможно, но, поверьте, — в вышеуказанном примере у меня и мысль такая проскочить не успела, как я лишился рыбы, приманки и небольшого количества нервных клеток.

Можно было бы привести еще массу подобных примеров, но думаю, что упомянутые и так заставят призадуматься, что же лучше. дрожащие руки, оборванная леска, потеря приманки и трофейного экземпляра или те же дрожащие руки (может еще и колени от затянувшегося вываживания), но улыбка на вашем лице, чудесная рыба в руках и великолепная фотография в домашнем архиве.

На самом деле в последнее время я вообще практически полностью отказался от применения многоволоконных шнуров при ловле на ближней дистанции. Уж больно много отрицательного несут они на столь малом расстоянии. Ассортимент монолесок на сегодняшний день настолько широк, что каждый сможет подобрать именно ту, которая отвечала бы его пожеланиям и требованиям места ловли.

Итак, внимание. Теперь именно то, к пониманию чего вы уже и сами пришли, когда дочитали эту статью до конца. Тормоз катушки должен быть затянут достаточно для того, чтобы в данных условиях и при данной снасти, крючок смог с легкостью войти в пасть хищника, но при этом возможность деформации или разрушения элементов снасти была сведена до минимума. Словом, если после подсечки крючок садиться надежно, а фрикцион сразу же начинает стравливать леску, то будьте уверенны — этот узел вы отрегулировали грамотно.

И напоследок, еще один пример. Как говориться, без комментариев. Основной объект охоты — окунь до 250 г. Ловля велась на маленькие воблерочки с “нежными” тройничками. Монолеска 0,13 мм. Фрикцион был настроен таким образом, что даже при вываживании 70 г окуня он временами потрескивал.

И вот очередная поклевка оказалась намного сильнее своих предшественниц, “злодей” не собирался сдаваться без боя. Отчаянно борясь за свою жизнь, достаточно сильными и уверенными рывками, рыбка отправилась под противоположенный берег небольшой речки. Дальнейшее вываживание было достаточно быстрым, но момент удара и последующие несколько секунд (и в первую очередь, из-за скорости передвижения рыбы) буду помнить еще долго. Так вот, когда этот микромонстр (жерешок максимум в 600 г) был извлечен на берег, на переднем тройнике только одно жало смотрело в нужном направлении. Остальные шли практически в параллель с цевьем, на заднем — один крючок оказался разогнутым, а на остальных двух, еле живых, сидел хищник. Работа фрикциона была стабильно хорошая на всех этапах вываживания.

Анатолий Тихонов
Приветствую, я Анатолий – заядлый рыболов, держу удочку со школьной скамьи. Считаю себя профессионалом и хочу научить всех посетителей сайта решать их вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте, необходима консультация с специалистом.
Оцените автора
SibFish24.ru - все о рыбе и рыбалке
Добавить комментарий