Сегодня предлагаем тему: «как сделать бортовую удочку своими руками для ловли леща, судака и другой рыбы» от профессиональных рыболовов. Мы старались максимально полно раскрыть тему. Все вопросы вы можете задавать в комментариях после статьи.
Как сделать бортовую удочку своими руками: для ловли леща, судака и другой рыбы
Бортовая удочка компактна, ее легко переносить и перевозить. Еще один неоспоримый плюс такой снасти – легко сделать бортовую удочку своими руками. Это не отнимет много времени и не потребует больших расходов.
Обычно рыбачат сразу с двумя — тремя бортовыми удочками, в таком случае уловы лучше. Соответственно, и делать нужно сразу несколько снастей. Другой вариант – изготовить одну удочку на пробу, проверить ее в деле, убедиться, что с ней все в порядке и потом сделать еще.
Чтобы сделать легкую, но крепкую бортовую снасть для ловли белой рыбы – плотвы, леща и так далее – понадобятся:
Из инструментов нужны нож или ножовка и дрель (шуруповерт) со сверлом.
Удильник для бортовой удочки можно изготовить практически из чего угодно. Например, некоторые используют для этого железные прутки. Если вываживать рыбу предполагается, держась руками за леску, без участия удочки, подойдут любые хлысты. Но все же лучше, если снасть будет полегче – в таком случае ловить ей окажется гораздо приятнее.
В то же время кончики для стеклопластиковых удилищ очень прочные и долговечные, при довольно аккуратном использовании сделанные из них удильники сломать трудно, и они будут практически вечными. Возможно, у вас дома найдется последнее колено от сломанной телескопической удочки. А также такие хлысты продаются в рыболовных магазинах отдельно и стоят недорого.
При желании купленный хлыст можно обрезать под нужную длину. Оптимальный размер бортовой удочки для лова белой рыбы – около 60 см, но многие предпочитают снасти подлиннее. Более длинная снасть может быть нужна, если держатели не используются, и после заброса удильник ставится на дно лодки и опирается на борт.
Рукоятка на бортовой удочке необязательна. Можно ловить, держась руками за сам хлыст. Но рыбачить с рукояткой комфортнее. К тому же на ней можно без проблем закрепить катушку. Если рукоятки не будет, вместо катушки придется использовать мотовило.
Пробка – лучший материал для изготовления рукоятки бортовой удочки для ловли белой рыбы. Она приятно ложится в руку и не скользит. Пробка – «теплый» материал, который не холодит руки, даже если температура опустилась ниже нуля градусов.
Другие варианты – пенопласт и дерево. Деревянная лучше всего подойдет для изготовления рукоятки удочки, рассчитанной на охоту за судаком и другим хищником, а также на ловлю крупной мирной рыбы вроде сазана и карпа. Она будет жесткой и прочной и позволит уверенно себя чувствовать во время борьбы с серьезным трофеем.
Чтобы сделать хорошую рукоятку, достаточно взять 3–5 пробок, просверлить в них отверстия и посадить их на хлыст, на клей. Хорошая конфигурация – 2 пробки-грибка от шампанского, между которыми располагаются 2 прямые пробки от вина. Такая рукоятка будет иметь спереди и сзади бортики и удобно лежать в руке.
Помимо рукоятки на удильнике, надо расположить пропускные кольца. Если предполагается использовать кивок с креплением для лески, тюльпан не нужен, и достаточно одного пропускного кольца, расположенного посередине удочки. Если надежно приклеить его, оно будет держаться долгие годы. Другой вариант – просто натянуть пропускное кольцо так, чтобы оно сидело плотно и не болталось.
Если крепления для лески на кивке нет, на конце удочки должен быть тюльпан, который надо приклеить, если его там нет.
Катушку можно примотать на изоленту. Еще один вариант – использовать катушкодержатель для болонских удилищ. Его надо приклеить, а затем также примотать изолентой. Преимущество этого способа в том, что катушку всегда можно будет легко снять или заменить на другую.
Можно обойтись и без катушки. В таком случае на рукоятке нужно разместить мотовильце, на которое будет наматываться леска.
Для изготовления такой удочки понадобятся:
- хлыстик;
- круглый штапик, деревянная рукоятка от старой швабры или другой подходящий кусок дерева для изготовления рукояти;
- скрепки;
- изолента;
- нитка, лак, термоусадочная трубка и термоклей.
Процесс изготовления:
- просверлите в штапике сквозное отверстие и уберите опилки;
- приклейте рукоятку на хлыстик;
- обмотайте ее изолентой;
- сделайте из проволоки или скрепок 2 пропускных кольца и 2 заготовки крючков для мотовила;
- на концах заготовок сделайте загибы и забейте их в рукоятку, чтобы надежно зафиксировать их;
- закрепите заготовки крючков мотовила изолентой и загните;
- примотайте на хлыстик пропускные кольца ниткой и покройте ее лаком;
- на крепление тюльпана наденьте термоусадочную трубку для более надежной фиксации.
На этом удочка готова.
Требования к кивку для бортовой удочки невелики. Он должен соответствовать по жесткости грузилам, которые вы используете, и при этом быть довольно мягким, чтобы хорошо показывать поклевки. Для оснащения бортовой удочки хорошо подойдет пружинный кивок для зимней удочки.
Также этот важный элемент бортовой удочки можно сделать своими руками.
Для изготовления такого кивка понадобятся:
- витая пружина;
- пенопласт;
- кусок толстой жесткой резины.
Пружина должна быть достаточно мягкой, чтобы четко показывать поклевки, но при этом не слишком сильно прогибаться под весом грузил, которые вы собираетесь использовать. Перед тем как делать из нее кивок, стоит проверить ее, подвесив грузик. Если пружинка слишком жесткая, отпустите ее, подержав над огнем. Если она слишком мягкая – нужно искать другую.
Из пенопласта вырежьте шарик или кубик, проделайте в нем отверстие и приклейте его к одному концу пружины. Из резины изготовьте крепление для кивка прямоугольной формы. Проделайте в нем два отверстия. В одно из них вставьте хлыст удочки, а в другое – пружину. На этом кивок готов. Такой сторожок надо крепить на удочке до того, как приклеен тюльпан. Другой вариант – вставить пружину в тюльпан и примотать к хлысту изолентой.
Клей предварительно надо проверить, чтобы убедиться, что он не разъедает пенопласт. Сам пенопластовый шарик или кубик при желании можно покрасить в красный или любой другой цвет, чтобы кивок-самоделка был лучше заметен на фоне воды.
К катушке для бортовой удочки особых требований не предъявляется. Забрасывать снасть не надо. Плетенки при ловле не используются, качество ролика лесоукладывателя безынерционки и качество укладки лески большого значения не имеет.
Для оснащения бортовой удочки можно использовать:
- пластиковую или металлическую инерционную катушку;
- небольшую безынерционку;
- мультипликатор как обычный спиннинговый, так и зимний, для ловли хищника со льда.
Простая инерционка – хороший выбор, если вы хотите вываживать рыбу, держась руками за леску, таким образом, чтобы сама удочка не участвовала в процессе. Катушка в таком случае будет использоваться только как вместилище лески, на которое нить можно быстро намотать и также быстро ее смотать. Небольшие простые инерционки – самые легкие и самые дешевые из всех рыболовных катушек.
Если вы хотите вываживать рыбу удочкой, то стоит укомплектовать снасть качественной безинерционкой или мультипликатором. У таких катушек хороший фрикционный тормоз, который будет очень полезен при борьбе с рыбой. Главное – не забыть правильно настроить фрикцион, чтобы леска сходила со шпули не слишком легко и не слишком тяжело.
Для оснащения бортовой удочки используют монолески. Так как ловля проходит на короткой дистанции, лучше, если нить будет хорошо тянущейся. Такая леска амортизирует рывки рыбы, и сходов будет минимум. Диаметр надо подбирать под размер потенциальных трофеев, обычно это 0,2-0,25 мм. для ловли белой рыбы и 0,3-0,35 мм. для охоты за хищником. Подходящая толщина лески для поводка, соответственно – 0,15-0,2 мм. или 0,2-0,25.
Есть 3 основных вида монтажей для бортовой снасти, из которых можно выбрать подходящий в зависимости от условий или от своих личных предпочтений.
Самый универсальный вариант оснастки для бортовой удочки – со скользящим грузилом. Такой монтаж можно использовать в любых условиях, но его недостаток в том, что при ловле на илистом дне он может проваливаться в ил.
Вес грузила подбирается под условия ловли: для рыбалки на течении подойдет грузик 25–50 г, в стоячей воде можно использовать более легкие. Лучше, если грузило будет с противозакручивателем.
Чтобы связать стандартную оснастку бортовой удочки, необходимо:
- надеть на основную леску грузило;
- привязать на конце основной лески вертлюжок;
- привязать к вертлюгу поводок с крючком.
Вертлюжок обязателен при ловле на течении, которое сильно крутит леску. Также он не будет лишним для рыбалки в стоячей воде, хотя здесь можно ловить и без него. Если ниже и выше лески расположить силиконовые стопоры, они будут защищать кивок и узел, которым привязан вертлюжок, от ударов по ним грузила.
Донная оснастка – лучший вариант для рыбалки на илистом дне. Крючок с насадкой при ловле с таким монтажом не будет проваливаться в мягкий грунт.
Чтобы собрать эту оснастку, необходимо:
- отступив от конца основной лески около полуметра, привязать к ней боковой поводок с крючком;
- к концу основной лески привязать грузило, которое будет располагаться на дне.
Длину поводка нужно подбирать таким образом, чтобы крючок не мог упасть на грунт и провалиться в него.
Монтаж с поплавком хорошо подойдет для ловли щуки, судака и другого хищника на живца. Можно использовать его и для ловли белой рыбы, хотя бортовые удочки с кивками для такой рыбалки удобнее. Огрузка поплавка может составлять от 2–3 г для ловли мирной рыбы на небольшой глубине в стоячей воде до 30–40 г, если рыбалка проходит на течении или если в качестве насадки используется живец.
При рыбалке с бортовой удочкой длина снасти значительно меньше глубины в месте ловли. Поэтому лучше всего использовать скользящую оснастку поплавка.
Чтобы сделать ее, необходимо:
- закрепить на леске стопор или связать стопорный узел;
- надеть скользящий поплавок;
- закрепить грузила;
- привязать поводок с крючком.
При ловле с бортовой удочкой поплавок после заброса поднимется по леске и упрется в стопор, после чего крючок с приманкой окажется на нужной глубине. Во время вываживания рыбы или выматывания оснастки для перезаброса стопор пройдет через пропускные кольца и намотается на катушку, а поплавок опустится к грузилу и не будет мешать.
Если вываживать рыбу предполагается руками, а не удочкой, то подойдет и оснастка бортовой удочки с глухим поплавком. Он фиксируется на леске кембриком. Перед началом ловли в таком случае сматывайте с катушки нужное количество лески, а затем передвигайте поплавок вверх, в рабочее положение. В конце рыбалки, соответственно, сдвигайте поплавок вниз, к грузилу, чтобы можно было намотать леску на катушку. Если нить наматывается на мотовило, глухой поплавок можно и не двигать в начале и в конце рыбалки.
Теперь вы знаете, как сделать бортовую удочку самому. Если подойти к ее изготовлению старательно и без спешки, служить такая снасть будет долго. Сделайте 3–4 удочки – и вы сможете успешно рыбачить в любых условиях. Процесс изготовления такой снасти предоставляет много возможностей для импровизации.
Можно пробовать разные хлысты и типы рукояток, чтобы в итоге создать идеальную бортовую удочку для себя. Изготовление таких снастей своими руками – это не только способ сэкономить. Ловить собственноручно сделанной, добротной и удобной бортовой удочкой – особое, ни с чем не сравнимое удовольствие.
Ловля леща с лодки на бортовые удочки и оснастка снасти разными методами
Лещ издавна считался достойной добычей для рыбака, мерилом мастерства которого являлась поимка особо крупных трофеев этой осторожной и хитрой рыбы. Места лова не всегда доступны для комфортной ловли с береговых линий и рыболовам приходится искать стаи лещей вдалеке от суши, где лещ более раскрепощён и активен, не опасаясь за свою безопасность. Ловля леща с лодки на бортовые удочки при таких условиях становится самым добычливым методом охоты, но для своего обеспечения нуждается в индивидуальном подборе оснащения как для самого лова, так и для его технического обеспечения.
Условия ловли диктуют подход к выбору вида снасти, позволяющей и удобно и эффективно рыбачить, невзирая на погодные условия. В то же время рыболов обязан понимать основы якорения плавательного средства и иметь для этого всю необходимую экипировку. Немаловажным фактором успеха выступают и прикормки с наживками, позволяющие надёжно поставить стаю рыб на закормленную точку.
Обо всех выше перечисленных нюансах осуществления рыболовной сессии бортовыми удочками для ловли леща мы поговорим по ходу нашей статьи, более подробно останавливаясь на значимых моментах процесса, дабы рыболову было легче организовать рыбалку и провести её с удовольствием и занесением в свой послужной список очередного солидного результата.
Выбор места ловли обуславливают повадками рыбы, которая любит отдалённые от деятельности человека места с подходящим для проживания рельефом донных оснований. В основном стаи лещей обитают в крупных реках и озёрах, предпочитая глубины от трёх метров с глиняным и твёрдым дном. Различного рода подводные рвы и ямы привлекают рыб возможностями укрытия в глубинах и выхода на питание, на свалы кромок этих аномалий. Подобные условия могут быть и на реке с быстрым течением и на озере со стоячей или медленной проточной водой.
Поиск в наше время проще всего вести с помощью эхолотов с последующей отметкой подходящих точек в памяти навигатора. Если таких возможностей нет, то для отметки мест используют маяки или буи, закреплённые грузами ко дну водоёма. При этом рельеф дна исследуют с применением маркерного удилища. Определившись с перспективной точкой, рыболов должен побеспокоиться о приваде рыбы в зону лова, а иногда этим процессом занимаются в течение нескольких дней, и непосредственно заякориться на расстоянии, позволяющем комфортно доставлять наживку на организованный закормочный стол. Рыбалка бортовой поплавочной удочкой на леща производится с тихоходных резиновых и ПВХашных лодок, которые от ударов волны о борта и движения рыболова в судне практически не издают звука, тем самым не настораживая лещей и не отпугивая звуком всю стаю.
Основополагающим моментом лова является грамотное якорение лодки.
Важно! Плавсредство должно быть надёжно закреплено в определённой точке акватории, невзирая на силы течения и ветер.
Для этого в оснащении лодки должно находиться два якоря с надёжной, не менее сантиметра толщины, синтетической верёвкой в отрезе порядка 20 метров каждая. Лодку крепят на растяжки, устанавливая якоря по корме и носу судна, регулируя устойчивость натягиванием верёвок. При таком якорении лодка становится бортом к течению и позволяет комфортно расположить рыболовное оснащение, да и вываживание рыбы к боту производить легче, чем пытаться брать трофей с кормы или носа судна. Методика расчёта массы якорей производится исходя из грузоподъёмности лодки и величины внешних сил воздействия, течения и ветра.
Важно! Рекомендуется делать якоря с запасом массы в 25–30% для полного исключения возможностей протягивания лодки под влиянием усиленной ветровой нагрузки.
Данный вид снасти характеризует миниатюрность, малый вес и простота сборки. В то же время удилище должно иметь высокие прочностные параметры и положительную плавучесть, дабы не быть безвозвратно утерянным при падении за борт.
Важно! Углепластиковые варианты с пробковым массивным комлем подходят под основу бортовки наиболее идеально.
Как правило, в качестве удилища используют снасть наподобие зимних спиннингов или их полные аналоги, длиной не более полутора, двух метров. Бланки предпочтительнее мягкого строя, с тестами не выше 30 грамм. Кольца желательно подбирать усиленные и большого диаметра, что будет способствовать удобным забросам и препятствовать захлёстам лески. Для обустройства снасти подходят как цельные варианты, так и телескопические модели удочек. Наличие на комле снасти карабина для страховки — приветствуется, так как утягивание удочки клюнувшим трофеем, как и элементарный сброс в воду при сильном волнении, довольно частое для такого вида рыбалки явление, требующее мероприятий по их минимизации.
Схема оснастки бортовой удочки на леща не сильно разнится от обычного удилища, но имеет определённые нюансы комплектации снасти по параметрам некоторых аксессуаров, что позволяет делать лов в стеснённых условиях лодки и при постоянном волнении водной поверхности более удобным. Далее мы рассмотрим некоторые особенности конструкции и оснастки бортовки, исходя из способа применения монтажных схем лова, делая акценты на основных элементах снасти.
На основу устанавливают мотовило для хранения лески, объёма которой в 20 метров всегда достаточно при любых условиях ловли. В некоторых случаях, а особенно при отлично закормленной точке, где рыба держится с завидным постоянством, мотовило можно исключить из конструкции снасти, закрепив уже известный размер отреза шнура непосредственно к кончику удилища через коннектор или же напрямую. Леска в 0,2 мм вполне обеспечит надёжность при поимке даже крупного экземпляра. Поплавки применяют с конусообразным основным телом и тонкой с яркой бобышкой антенной в 10–15 см. Практичней использовать поплавок с двумя точками для глухого крепления. Диапазон массы поплавка в зависимости от силы ветра и волнения применяют в пределах от 1 до 5 грамм. Грузило ставят скользящее, в виде оливы, в единичном варианте. Поводок крепят напрямую, к основной леске, связывая наглухо две основы. Поводочный материал из монолески в 0,12-0,16 мм, длиной не более 30 см. Крючки в зависимости от насадки применяют схожего с ней цвета, используя различную длину цевья и ориентируясь на подбор в диапазонах от 10 до 14 номера.
От обычной поплавочной снасти данный вариант отличается установкой катушки. В большей мере катушка будет служить хранилищем лесы, позволяя при смене точки облова не перевязывать основной шнур. Для этих целей подбирают лёгкие пластмассовые варианты инерционных катушек небольших диаметров, со стопорной системой и трещоткой. За основу удилища берут бланки до двух метров длины с пропускными кольцами. Принцип остального монтажа полностью идентичен оснащению обычной поплавочки, описанной выше. При сборке снасти стоит учитывать, что излишняя масса катушки и её способности к погружению под воду могут влиять на общую плавучесть снасти, делая её отнюдь не положительной характеристикой.
Оснастка бортовой удочки по данному типу подразумевает отсутствие поплавка и использование в качестве сигнализатора поклёвки кивка, установленного на кончике снасти. Сама же снасть может быть сконструирована по принципу поплавковой удочки. В качестве кивков используют его лавсановые удлинённые модели с крупной бобышкой на кончике аксессуара, для более выразительной демонстрации поклёвки, которую легко заметить рыболову даже отвлёкшись на другие дела боковым зрением. Сами же кивки должны быть довольно жёсткими, чтобы удерживать усилие натянутой лески без создания иллюзий ложных поклёвок. Длина кивка в зависимости от ветровых нагрузок и глубины расположения наживки варьируется от 7 до 20 см.
Ловля леща на бортовую удочку с лодки может производиться и непосредственно на определённый отрез лески, намотанной на мотовило с опущенной наживкой на дно, так называемая простая донка. В качестве шнура берут монолеску от 0,2 до 0,25 мм в диаметре. В конце нити, на глухую, монтируют свинцовый плоский груз, масса которого должна удерживать оснащение на дне. По длине шнура ставят поводки от 0,15 мм толщиной, с чередованием в 50–80 см. Длина поводка не превышает 25 см. При особо сильных струях поводки оснащают подпасками в пару десятых грамма, примерно в половину длины нити. Установленный монтаж крепят к борту лодки и снабжают колокольчиком или его электронным аналогом, который будет выступать в роли сторожка.
Донные удочки с фидерной оснасткой для бортовой ловли
Этот современный вид донной ловли производят при помощи коротких и медленных по своему строю закидух, применяя в оснащении металлические сетчатые кормушки прямоугольных форм. Для придания монтажу чувствительности, а также универсальности при вязке оснащения, применяют петлю Гарднера, которая эффективно передаёт поклёвки и в то же время достаточно устойчива к скручиваниям и спутыванию оснащения при работе закидухой в стеснённых условиях. Поклёвки определяют по отработке квивертипа, изначально определив его амплитуды движения от волнения и качки лодки под воздействием ветра. В качестве основного шнура эффективней использовать тонкие плетёнки, не выше 0,12 мм в своём диаметре. Поводки же применяют из монолески в 0,1-0,12 мм, не длиннее 15 см.
Волосяные монтажи применяют сугубо при донном ужении леща, используя в качестве наживки одиночные бойлы или их гирлянды. Волосяная оснастка монтируется идентично карповому монтажу с использованием крючка с удлинённым цевьем, прижимной силиконовой трубки и мягкого синтетического волоса, замыкающегося стопорком. Насаду кладут на дно в непосредственном пятне закорма или же рядом с кормушкой на твёрдый грунт дна водоёма.
Излюбленное лакомство леща – это пучок навозного червя, с применения которого нужно начинать любую рыбалку. Более избалованный наличием доступной пищи летом лещ переходит на растительные насады и в такие сезоны с успехом используют вареный молодой картофель, перловку, горох и сладкую консервированную кукурузу. Присадки к растительным насадкам опарыша и мотыля практически всегда увеличивают шансы на поклёвки. Заведомо зная, что лещ охотнее всего берёт насадку со дна, лещатники с успехом внедрили в данный вид лова всевозможные варианты бойлов и пеллетса. Мастырка, мамалыга и мякиш хлеба также востребован в рационе бронзового обжоры, но практика показывает, что рыхлые насадки неудобны для лова с борта лодки на течениях, что ограничивает их применение, хотя нисколько не исключает из списка перспективных насадок.
Прикормки готовят на основах из панировочных сухарей и рыбных комбикормов, добавляя в смеси животные и растительные компоненты, а также аттрактанты. Животную составляющую формируют из мелкого мотыля и консервированного опарыша, использование которого исключает расползание личинок с пятна прикорма. Растительными добавками выступают варёные каши, в частности пшено, перловка и геркулес. Хорошо дополняет закормочную смесь добавленная в состав мятая сладкая кукуруза и подсолнечниковый жмых. Аттрактанты в качестве покупных эссенций сладких вкусов и природных составляющих в виде мелассы и какао включают в прикорм исходя из предпочтений леща в том или ином месте.
Важно! Состав делают густым, сжимая прикормку в крупные шары, которые должны ложиться на дно без разрушения в толще воды, создавая компактную зону на определённой точке. Производят закорм разово, в большом количестве, так как последующие подачи корма будут на долгое время распугивать подошедшую к столу рыбу.
Выбранное перспективное место желательно зарядить привадой на пару дней до лова, чтобы лещ привык к вкусу и самой точке лова. Непосредственно перед рыбалкой делают интенсивный закорм. Уже по прошествии получаса – двух после заброса наживки должны начаться поклёвки. Поклевки леща обозначаются действиями, при которых поплавок ложится на воду, а кивок приподымается к верху, сторожок для донной удочки подаёт непрерывный звук. Любые из этих сигналов требуют от рыболова немедленной подсечки.
Ощутив тяжесть засечки трофея, начинают осторожное вываживание, стараясь послаблять шнур или подавать по ходу движения рыбы удилище при сильных сопротивлениях, сматывая или поднимая удочку при ощущении ослабления тяги. Леща стараются подвести к поверхности воды, дав ему глотнуть воздуха, после чего он усмиряется и подбирается в лодку сачком. Наилучшее время лова — раннее утро, при ещё сумеречном небе. В солнечные и особенно жаркие дни лещ менее активен. В пасмурные тёплые деньки с мелким дождиком и средней волне клёв интенсивней.
Для ужения с лодки применяется удочка бортовая. Безусловно, не всякое удилище может претендовать на эту роль: слишком длинное явно не подойдёт, но зимняя донка вполне справляется при ловле с плавсредства. Никакой особенной оснастки для такого инструмента не требуется — все элементы те же, что применяются на поплавковой, зимней или спиннинговой рыбалке.
Чтобы удить с лодки каких-то специальных приёмов осваивать не нужно, здесь главное правила поведения на воде. Ловля же бортовой удочкой практически не отличается от любой другой, и также доставляет массу удовольствий и азарта.
В заводском исполнении бортовые удочки практически не производятся, каких-то специфичных отличий от других не имеют, и выбор удилища сводится к тому, чтобы на плавсредстве было удобно им пользоваться. Устройство бортовой удочки может быть как коленчатым — телескопическим или штекерным, так и сплошным хлыстом, принципиального значения это не имеет.
Материалы для изготовления применяются самые разные, но чаще в заводских изделиях используют:
- углепластиковые;
- стеклопластиковые;
- композитные.
Предпочтение чаще отдаётся стеклопластиковым телескопическим удилищам, как менее затратным. Но углепластиковые — более чуткие. И в безветренную погоду боковой кивок для летней удочки можно даже не устанавливать. О поклёвке уведомит кончик спиннинга.
Оптимальной длиной считается 0,8-1,0 м. Но это не догма: любая зимняя донка вполне подойдёт и для летней рыбалки с лодки. Сторожок для донной удочки предупредит рыболова о поклёвке ничуть не хуже, чем тот же поплавок или фидер спиннингового удилища. Кстати, короткие спиннинги с успехом применяются не только на берегу, но и при ужении с катера, а оснащение его возможно во всех вариантах береговой рыбалки.
Ловля с плавсредства, как правило, не требует дальних забросов, а потому дорогостоящие и сложные по конструкции безынерционные катушки здесь не применяются. Поместить леску можно и на мотовиле, но применяют простые инерционные бобины.
Как сделать удилище самостоятельно для зимней рыбалки знает каждый рыбак, а бортовая удочка может быть изготовлена похожим образом. Ничего сложного здесь нет: ствол подбирают из старых частей, например, это может быть вершинка спиннинга. Рукоятку можно оформить из пробкового материала от бутылок, сделав в них отверстия и посадив на клей. Недорогую катушку можно купить и закрепить на стволе изолентой, проволокой, клеем. Кивок же для бортовой удочки подбирается по условиям рыбалки: на крупного хищника при глубоководье нужен жёсткий длинный кивок, и наоборот, на мелководье для лова небольшой рыбы больше подойдёт чувствительный сигнализатор, способный распознать осторожную поклёвку. Хорошо подходит на роль индикатора клёва сторожок для донной удочки. Касаемо лески, выбирают её обычным порядком, но следует учитывать, что при жёстком квивертипе (указатель зацепа) слабина лески выбирается. Однако из-за малого сгибания это будет плохо заметно. Если же квивертип мягкий, то согнётся хорошо, но слабины не выберет.
Каждый водоём содержит определённые виды рыб и характеризуется многими факторами, от которых зависит выбор элементов, составляющих рыболовную снасть. Оснастка бортовой удочки предполагает сопоставление всех условий предполагаемого места ужения и выбор наиболее подходящих изделий.
Наиболее часто встречающиеся варианты комплектования снасти:
- Самый универсальный набор — для поплавковой рыбалки: основная леска с грузилом и поплавком, крючком с наживкой на конце. Удилище длинное брать необязательно: двух метров вполне достаточно. Сигнализатор клёва при этом варианте не нужен: индикатором является поплавок. Катушка — на усмотрение рыболова, но, если в планах имеется установка на поимку крупной рыбы, иметь запас лески на бобине обязательно на случай вываживания трофея.
- Минимальный и самый простой набор — это сделанная самим рыбаком из подручных средств снасть на мотовиле: здесь даже и поплавок цеплять не нужно, вместо него можно использовать сигнальный колокольчик или кивок для зимней удочки. Конечно, это минимализм и для серьёзной рыбалки не подходит, но при сплаве по реке иметь такую удочку в запасе будет вполне уместно.
- Спиннинговая оснастка универсальна — она может использоваться и при нахождении на плавсредстве. Блеснение с лодки происходит по той же схеме, что и на берегу. Только дальние забросы не требуются — глубины хватает и в месте стоянки катера. Похожим образом можно делать и джиговые проводки, используя в качестве сигнализатора поклёвок фидерную вершинку.
Для оснастки бортовой удочки берут леску примерно 0,2 мм, а крючки номер 4-8. Вязать их можно непосредственно к основному шнуру или к поводку. Крепить груз и оснастку к жилке можно жёстко — тройным вертлюжком или петлёй. А можно сделать скользящую — основную леску продеть через грузило, зафиксированное стопорами с дистанцией 10 см. Поплавок также может быть скользящим.
Кивок на летнюю удочку монтируется при беспоплавковой рыбалке, если удилище довольно жёсткое, а рыба клюёт некрупная. Рыбалка с кивком позволяет визуально наблюдать все подходы рыбы к наживке, что придаёт процессу ещё больший азарт. Потому многие рыбаки предпочитают поплавку сторожок для донной удочки.
Доплыв на лодке до нужной точки, ставят два якоря — носовой и кормовой, чтобы исключить вращение судна. Теперь надо прикормить место рыбалки. Если для ловли припасена удочка донная бортовая, то далеко разбрасывать приманку не стоит. Можно в сухой корм добавить немного ароматизаторов, но в меру, иначе можно получить обратный эффект. Из увлажнённой смеси налепить шары в габаритах яблока — штук восемь. Смесь может быть любой, но обязательно включать насадки, которые будут на крючке.
Если ужение происходит на течении, то подкормочная смесь расходуется в большем количестве. Для утяжеления приманки и уменьшения расхода смесевых компонентов, в приготовленный микс добавляют глину в соотношении 2 части грунта на 1 часть корма. Для быстрого опускания шаров на дно можно подмешать ещё и гальку.
Тогда надо оставить на месте прикорма буй и переехать на другой участок, который может оказаться более уловистым.
Рыбалка таким способом может производиться на любую рыбу, но сигнализатор клёва может отличаться в зависимости от её видовой принадлежности. Если это крупный хищник, можно обойтись гибкой вершинкой спиннинга. А бортовая удочка с пружинным кивком предназначена для ловли небольших рыб снастью, не оборудованной поплавком.
Вариантов способов ловли, как и видов будущих трофеев, много, но есть определённые правила, которых стоит придерживаться.
Вот несколько советов, которые могут пригодиться любителям рыбалки с плавсредства:
- Ловить с лодки надо при полном соблюдении тишины — по воде звук распространяется гораздо лучше, чем в воздухе. Поэтому все принадлежности в лодке должны быть под рукой, а садок заранее должен быть опущен в воду.
- Чтобы рыбалка была удачной, не надо иметь много донок: при хорошем клёве на удочку единичную можно поймать рыбы больше, чем на три и больше при отсутствии поклёвок. Но держать вторую бортовую удочку в запасе не помешает.
- После того как сработал сигнализатор, и подсечка удалась, удочка без катушки кладётся на дно лодки, а выбираемая леска укладывается в воду за борт по мере вываживания рыбы. Это позволит избежать её спутывания. Натяжение жилки должно быть постоянно под контролем пальцев, чтобы при необходимости можно было стравить её часть при активном противодействии добычи.
К преимуществам бортовой удочки можно отнести простоту её сборки, чувствительность и универсальность: при глубине до 5 м. при ловле с лодки можно пользоваться зимней донкой. Недостаток же один — отсутствие катушки, но это проблема решаемая.