Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Катушка «нельма» — выбор профессионалов Снасти

Сегодня предлагаем тему: «катушка «нельма» — выбор профессионалов» от профессиональных рыболовов. Мы старались максимально полно раскрыть тему. Все вопросы вы можете задавать в комментариях после статьи.

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Катушка «Нельма» предназначена для спиннинга, который оснащён прочными мононитями или плетёной леской, способной выдерживать нагрузку до 15 килограмм. Сконструировали это приспособление на российском производстве «Русснасть».

Разработчики вложили в приспособление новейшие технологии, которые должны возродить инерционные модели в современном мире. Говоря простыми словами: к нам возвращается хорошо забытое старое.

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Среди рыболовов большей популярностью пользуются простые катушки, это связано с тем, то мультипликаторные и инерционные требуют определённого освоения, без которого рыбалка просто не будет удачной.

Основное преимущество, за которое рыбаки выбирают простой тип катушки – прямой контакт приманки и рыбы во время улова, в очень редких случаях происходит перекручивание лески. Сам прибор оснащён достаточно большим барабаном, что позволяет использовать леску любого диаметра, при этом нет никакого ущерба для дальности заброса снастей.

Длительное время инерционные катушки практически не использовались рыболовами из-за сложности в эксплуатации, и как вид оснастки они покинули полки магазинов. Только в современной России конструктор Василий Пилипчук предложил пересмотреть устройство этого прибора, усовершенствовать его и вернуть в использование рыбаками.

По его мнению, необходимо было сделать его более лёгким, изъять образование борозд, приспособить для выуживания рыбы.

Новая инерционная катушка «Нельма» имеет небольшие размеры и относится к катушкам среднего калибра. Диаметр внешнего 114 мм, по окружности установлены стойки, диаметром 90 мм. Эти размеры выбраны неслучайно, все рассчитывалось методом проб и экспериментов.

Было доказано, что увеличение диаметра барабана не влияет ни на скорость подмотки, а только увеличивает вес самого барабана.

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Катушка состоит из корпуса, который изготовлен из сплава алюминия повышенной жёсткости. Для обеспечения продолжительного использования катушки, её покрытие выполнено лаком чёрного цвета. К корпусу заклёпками присоединены кронштейн лапки. Тут же установлены стопоры обратного хода фрикционных тормозов и аэродинамические тормоза.

Верхний барабан снимается вместе с осью и гайкой с левой резьбой. Из-за того, что на гайке предусмотрены насечки, её удобно откручивать и затягивать. Одним из неудобств, как отмечают рыбаки, является отсутствие обозначений на катушке, что в ней используется левая резьба. Эта информация упоминается только в инструкции к эксплуатации.

Ещё одним минусом стало наличие фрикционного тормоза очень маленьких размеров. Учитывая, что рыбаки – мужчины, то пальцы рук у них немаленькие, и сам тормоз имеет форму небольшой стандартной детали, то приходится схватываться и продвигать его ладошкой, несколькими пальцами, то есть каждый приспосабливается, кто как может.

Не продуманы и размеры ручки шибера. Она является частью аэродинамических тормозов и позволяет закрывать или открывать отверстия в корпусе. Её размеры ещё меньше, что вообще затрудняет использование.

На первых порах эксплуатации некоторые мужчины путаются, в какую сторону её нужно крутить, вот здесь бы не помешала маркировка на заводе со стрелочками, которые указывали открытие и закрытие прибора.

Отлично продумано в конструкции местонахождение рычага обратного хода. Им удобно пользоваться. Если катушка располагается сверху удилища, то она как раз будет под большим пальцем. Производители подумали и о материале, из которого изготовлена деталь, использовалась никелированная сталь с матовым хромовым покрытием.

Лапка в катушке имеет стандартные размеры 62*16 мм и всегда подходит к катушкодержателям, при этом отлично удерживается в них. У лапок есть только один недостаток — плохо отшлифованные кромки кронштейна могут повреждать лесу, которая быстро накрутится вокруг кронштейна.

Ось катушки изготовлена из прочной калёной стали. Имеет диаметр 5 мм, и длину 36 мм. Предусмотрено наличие на оси двух шарикоподшипника, которые также изготовлены из нержавеющей стали высоко качества. Такие подшипники для оси выбраны неслучайно. Они имеют неоспоримые преимущества перед втулками, в процессе забрасывания снастей, выуживания и приманивания крупной рыбы.

Учитывая, что в барабане установлены высококачественные подшипники, он будет крутиться без особых проблем и рывков, но стоит помнить — останавливать такую катушку только пальцем не получиться, придётся пользоваться фрикционными и аэродинамическими тормозами.

Рыбаками было отмечено, что шарикоподшипники неудобны только при ловле в мутной воде. Дело в том, что в воде находится большое количество абразивных частиц. Они, попадая внутрь, выводят их из строя.

В основном это касается улова сёмги. Зная, что рыба водится в определённых видах водоёмов, стоит запастись несколькими дополнительными комплектами подшипников, чтобы поменять в случае поломки.

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Колесо у устройства «Нельмы» именуется барабаном. По своему внешнему виду оно, на самом деле, напоминает музыкальный инструмент барабан. Для его изготовления используется высококачественный алюминиевый сплав, который покрывается долговечной матовой краской.

Для присоединения штампованных щёчек используются цилиндрические стойки, путём клёпки. Наружные щёчки имеют толщину:

  • с внутренней стороны 0,8 мм;
  • с внешней – 1,2 мм.

Несмотря на то что масса барабана с подшипниками превышает отечественную катушку в два раза, её конструкция и место крепления на удилище позволяет сосредоточить часть массы ближе к оси, поэтому барабан кажется очень лёгким. При этом рыбак получает устройство с небольшой инерцией, но с высокими показателями прочности.

Как показывают отзывы опытных рыбаков, небольшое облегчение веса катушки было бы желательным, главное, чтобы не повлияло на её прочность.

Те рыбаки, которые имеют солидный стаж, смогли заметить, что в конструкции новой катушки отсутствует выступающий бортик наружной щеки барабана. Это основной недостаток прибора. Все знают, что край барабана активно используется в управлении катушкой при забросе снастей. Из-за того, что край является тонким, на нём быстро стирается покрытие, при вращении многие из рыбаков получают травмы.

Чтобы снять барабан с катушки, необходимо отвинтить гайку на корпусе. Стоит отметить, что барабан снимается вместе с осью. Барабан на катушке «Нельма» довольно узкий, его максимальное расстояние между щёчками – 18 мм. Эти показатели положительно сказываются на вращении, но количество лески на нём будет гораздо меньше.

Приблизительное количество лески на барабане – 370 м. Опытные рыбаки акцентируют внимание на том, что туго намотанная леска на катушке уменьшает чувствительность, увеличивает инерционность. В эксплуатационных характеристиках в катушке Нельма рекомендуется использовать плетёные лески, с разрывной нагрузкой до 15 килограмм.

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

На катушке Нельма установлена фасонная рукоятка, которая изготовлена из высококачественного текстолита. Этот материал отличается высокими показателями надёжности и длительности эксплуатации. Установленная на ней заглушка, даёт возможность избежать попадания грязи внутрь. Из-за своеобразной формы, за неё удобно браться, даже мокрыми руками.

Читайте так же:  Ловля на приманку мандулу судака, щуки и окуня

Особое внимание конструктор уделил расчёту расстояния между рукоятками. Оно выбиралось из осознания того, что вращая только одной кистью, рыболов может увеличить практическую скорость подмотки. Но здесь есть свой недостаток: когда рыбак выигрывает на скорости вращения, он проигрывает на силе, которую нужно приложить.

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Особенностью и гордостью разработчика катушки стал аэродинамический тормоз, на который конструктор получил патент. Основным механизмом этого тормоза стала крыльчатка на внутренней щеке барабана. Во время вращения барабана, крылышками или лопатками создаётся сопротивление, которое позволяет притормаживать барабан. Этот тормоз можно регулировать.

Для этого в корпусе предусмотрено отверстие, которое закрывая или открывая, рыбак получить медленное или сильное торможение. Аэродинамический тормоз выполняет свою работу в момент забрасывания снасти в воду, когда скорость вращения будет максимальная.

Особенно полезно это устройство в момент забрасывания лёгких приманок, опытные рыбаки советуют в этот момент полностью открыть корпус.

Кроме аэродинамического, на катушке Нельма установлен и фрикционный тормоз. Его основная задача — помочь избежать перебежек при забросе или подсекании рыбы. Конструкция такого прибора достаточно уникальна и удобная в применении.

Принцип использования фрикционного тормоза: во время заброса груза он даёт возможность притормаживать барабан. Таким образом, катушка имеет:

  1. Аэродинамический тормоз.
  2. Фрикционный тормоз.
  3. Систему страховки от наматывания «бороды».

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

В устройстве катушки Нельма имеется стопор обратного хода. Принцип работы базируется на основе храпового механизма, который можно приводить в действие или выключить с помощью рычага. Как только барабан начнёт вращаться и включится стопор, то рыбак может услышать своеобразный треск.

В основном стопор используется при улове достаточно крупной рыбы, когда необходимо её утомить. Удобно пользоваться этим механизмом, когда ловля рыбы происходит из лодки, зафиксированная шпуля позволяет подсечь рыбу даже при движении.

Конструкторы Нельмы предусмотрели для стопора подстраховку. Она используется в тех случаях, когда идёт улов достаточно крупной рыбы. Во время её утомления, некоторые рыбаки придерживают катушку пальцами и если они вдруг соскользнут, то сработает предохранитель, который не даст рыбе отойти от места.

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Чтобы затормозить барабан при вываживании рыбы, в катушке установлены специальные тормозные колодки. Они установлены на самом корпусе катушки. По своему принципу действия эти колодки схожи с фрикционными тормозами.

Для работы этого тормоза рыболову достаточно нажать пальцем на внешний край щёчки барабана, он начнёт откланяться внутрь и будет соприкасаться с внутренней щекой барабана. Используя тормозные колодки, можно получить достаточно большую нагрузку, которая позволит вытащить даже корягу со дна водоёма.

Приобретая катушку Нельма, вы должны знать, что обязательно к ней прилагается мягкий чехол, флакончик со смазывающей жидкостью, несколько запасных резиновых колечек для узла фрикционного тормоза.

Проверяйте наличие инструкции по использованию катушки. Не стоит думать, что она не нужна рыбаку. В ней достаточно грамотным и простым языком сделано описание устройства, его особенности, правила использования. Некоторые рыбаки отмечают, что большинство разделов имеют чёткую структуру и доступное объяснение, но некоторые написаны достаточно туманно, и понять их значение очень трудно.

Покупая инерционную катушку Нельма, стоит знать, что к ней не прилагается запасной барабан, а в случае его поломки, цена на новый будет практически равна стоимости самой катушки. Стоимость самой катушки на сайте производителя варьируется в пределах четырёх тысяч рублей, несмотря на немалую стоимость, её технические характеристики стоят таких денег.

По качеству прибор достаточно прочный, люфты на минимальных показателях, при использовании биение барабана практически нет. Стоит отметить, что завод-изготовитель ответственно подошёл к процессу разработки и изготовления катушки.

Дизайн инерционной катушки Нельма тоже относится к классу профессиональных снастей. Покрытие, которое используется на катушке и комплектующих, отличается своей прочностью и длительным сроком эксплуатации.

Конструкторы не нацелены на привлечение покупателя ярким видом или интересным дизайном катушки, основной упор делается на качестве устройства. Можно кратко охарактеризовать качества катушки таким образом:

  • Приспособление надёжное в функционировании.
  • Достаточно удобное в применении.
  • Надёжное, особенно при ловле крупной рыбы.
  • Обладает высокой степенью прочности и долгосрочности.

Остановив свой выбор на инерционной катушке Нельма, вы получите профессиональное устройство, которое поможет получать удовольствие от рыбалки.

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Инерционные катушки «Нельма» предназначены для оснащения спиннингов с нагрузкой до 15 кг при использовании плетёной лески или прочной мононити. Сконструировано инженерами оборонного предприятия «Русснасть» в Москве.

Применение новейших технологий возвращает в современный мир инерционные модели катушек. Возрождаются старые забытые снасти рыбаков в новом исполнении.

Применение новейших технологий возвращает в современный мир инерционные модели катушек. Возрождаются старые забытые снасти рыбаков в новом исполнении.

  • «Нельма» — инерционная катушка
  • Система корпуса
  • Принцип работы барабана
  • Рукоятка барабана
  • Система торможения
    • Аэродинамический тормоз
    • Фрикционный тормоз
  • Отсутствие обратного хода
  • Устройство тормозных колодок
  • Зимняя рыбалка
    • Катушка «Нельма Z»
    • Катушка «Нельма Z-2»

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Старая инерционная катушка была сложной в эксплуатации. Рыбаки отказались от её использования давно, поэтому и магазины отказались от этой оснастки. Автором новой модели стал Василий Пилипчук, он пересмотрел и усовершенствовал старое устройство.

По его конструкции катушка стала более лёгкой 127 гр, приспособленная для вытягивания рыбы. Небольшой размер внешнего диаметра 114 мм сделал новую инерционную катушку Нельма катушкой среднего калибра. На катушке две стойки диаметром 90 мм.

Каждый размер прошёл экспериментальную проверку и выверен по результату проб и ошибок. Доказали, что увеличенный размер барабана увеличивает только его вес, не меняя скорости подмотки.

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Катушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионаловКатушка «нельма» — выбор профессионалов

Корпус катушки представляет собой сплав алюминия. Алюминий покрыт чёрными лаком, обеспечивая этим продолжительное использование устройства. На корпусе имеются лапки крепежа к удилищу. Имеются тормоза: аэродинамический, фрикционный и механический.

Чтобы воспользоваться фрикционным тормозом, необходимо схватиться за маленькую стандартную деталь на корпусе. Большими пальцами мужчины, это не всегда просто. Ещё сложнее воспользоваться ручкой шибера, это часть системы аэродинамического тормоза, которая открывает или закрывает корпусное отверстие.

Удобно расположили рычаг обратного хода. Матовое хромированное покрытие удобно лежит прямо под большим пальцем. Стандартный размер лапки (61х16 мм) у катушки отлично держится в любых лапкодержателях, идеально устанавливаясь. Кронштейн лапки плохо отшлифован, недоделка на предприятии может порезать леску, если намотается.

Прочная калёная сталь диаметром 5 мм и длиною 36 мм, так выглядит ось на катушке. На оси предусмотрены два высококачественных шарикоподшипника. Преимущество подшипников перед втулкой при использовании снасти неоспоримое.

Читайте так же:  Как ловить сазана на фидер и подготовиться к рыбалке

Барабан крутится спокойно, без рывков и скрипов, до остановки. Вот только останавливать придётся при помощи тормозов, палец не справится с большими оборотами. Предусмотрены два тормоза: фрикционный и аэродинамический.

Опытные рыбаки обнаружили один недостаток у подшипников, они непрактичны при ловле рыбы в мутной воде. Абразивные частицы, которые в больших количествах находятся в грязном водоёме, попадают на механизм и разрушают подшипники.

Рыбак знает, в каких водах ловит рыбу, поэтому многие берут с собой на рыбалку дополнительный комплект подшипников, в случае поломки просто поменять на месте.

Барабан – это колесо у Нельмы. Его изготавливают из алюминиевого сплава высокого качества, сверху украшает долговечная матовая краска. Штампованные щёчки приклепаны цилиндрическими стойками. Толщина наружной щеки -1,2 мм, внутренней – 0,8 мм.

Собранный барабан, в два раза тяжелее своего отечественного предка. Несмотря на это, в действительности катушка ощущается очень лёгкой. Это достигнуто благодаря конструкции и расположению на спиннинге. В результате: рыболов получил дополнительную инерцию и высокую прочность устройства.

Опытные рыбаки соглашаются, если облегчить барабан, то упростится заброс инерционной катушкой, но облегчать не за счёт прочности. Рыбаки, имеющие навык рыбной ловли на старых катушках, заметили, что в новой нет выступающего бортика наружной щеки. Этот край активно использовался при забросе снасти. Тонкий край быстро теряет своё покрытие и может нанести травму рыбаку во время рыбалки.

На обратной стороне корпуса имеется гаечка, отвинтив которую можно снять барабан. Ось снимается вместе с ним. Расстояние между щеками барабана 18 мм – это немного, что хорошо отражается на его вращении.

На барабан можно намотать лески примерно 350 м при размере 0,40 мм. Для увеличения инерции можно намотать леску плотнее, но теряется чувствительность катушки. Инструкция по эксплуатации рекомендует использовать плетёную леску с нагрузкой на разрыв 15 кг.

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Для изготовления фасонной рукоятки, на катушку Нельма, был взят высококачественный текстолит. Он очень хорошо подходит для рыболовных снастей, долговечный и надёжный. Удобная для пальцев форма рукояти, не скользит даже в мокрых руках. Во избежание попадания грязи в механизм, на рукояти установлена заглушка.

Расстояние между рукоятками и его расчёт подверглось особому вниманию. Конструктор предложил выиграть на скорости вращения за счёт приложенной силы. Теперь рыбак способен увеличить скорость намотки одной рукой.

Конструкция аэродинамического тормоза запатентована. Это особая гордость. Между корпусом и барабаном находится крыльчатка. На крыльчатке находятся лопасти, которые, создавая сопротивление, притормаживают барабан.

На задней части корпуса, предусмотрено отверстие, его можно закрыть или открыть. В результате получаем усиленный тормоз, или спокойное торможение. При минимальном вращении тормоз не работает, он начинает создавать сопротивление при повышенной скорости вращения, когда происходит заброс снасти. Этот механизм очень полезен во время забрасывания лёгкой приманки, знатоки рекомендуют открывать корпус на всю ширину.

Катушка Нельма оснащена ещё и фрикционным тормозом. Предотвращение перебежек во время заброса и при подсечке рыбы – это его прямое предназначение. Это приспособление довольно уникальное и удобное в эксплуатации. Работает тормоз по простому принципу: притормаживает барабан во время любой нагрузки. Получается, катушка имеет три системы:

  1. Аэродинамические тормоза;
  2. Фрикционные тормоза;
  3. Страхование от инерционного наматывания лески, от «бороды».

Храповой механизм взят за основу при разработке устройства предотвращающего обратный ход барабана на катушке Нельма. Устройство включается при помощи рычажка. Трещетка застопорит обратный ход барабана, но оставит свободным поступательное движение вперёд, сопровождая его своеобразным треском.

Рыбаки используют это приспособление в одном случае, при необходимости измотать крупную рыбу. Даже во время движения на лодке не составляет труда подсечь рыбину, зафиксировав барабан.

В случае улова достаточно большой рыбы, конструктор Нельма предусмотрел страховочный механизм. Когда рыбак изматывает рыбу долгое время, устаёт сам. Уставший палец соскальзывает с катушки, вот тогда и включится предохранитель. Он не даёт барабану провернуться в обратную сторону и рыба остаётся на месте.

В устройстве установлен механический тормоз. Тормозные колодки прикреплены к самому корпусу катушки. Принцип действия похож на фрикционные тормоза.

Нажав пальцем на край внешней щеки барабана, рыбак притирает внутреннюю щеку к тормозным колодкам. Используя механический тормоз, можно вытащить из воды довольно тяжёлый груз.

Катушка Нельма продаётся в комплекте с мягким чехлом. Там же инструкция по использованию, флакончик смазывающей жидкости и запасные резиновые кольца фрикционных тормозов.

Качество инерционной катушки высокое, очень прочный прибор. При долговременном использовании люфты остаются минимальными, отсутствует биение барабана. Можно смело сказать: разработка и изготовление катушки доверено производителю, который с полной ответственностью подошёл к выполнению работы.

Катушка Нельма относится к профессиональным снастям. Дизайн самого устройства соответствует требованиям. Высокопрочный корпус и барабан покрыты качественными материалами, которые предназначены для длительного использования.

Конструкция и дизайн устройства рассчитаны на профессиональных рыболовов. Качество устройства на первом месте, а красота и яркость для любителей. Краткая характеристика будет выглядеть примерно так:

  • Надёжная в работе катушка;
  • Удобное в использовании устройство;
  • Качественная сборка механизма;
  • Высокая прочность материала;
  • Долговременный срок службы прибора.

Инерционная катушка Нельма будет хорошим помощником на рыбалке и поспособствует получению удовольствия. Делайте свой выбор.

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Не осталась без внимания и зимняя ловля. Конструкторы Нельмы разработали младшую сестру – Нельма Z. Её целевое назначение: вертикальное блеснение хищника. Эта миниатюрная катушка отличается надёжным тормозом, плавным ходом и удобством в управлении.

Короткое и мощное удило, отлично подходит для блеснения форели или судака, выдержит хорошую щуку. Если нравится дальний отпуск поплавка в проводку, отлично подходит и для такой подлёдной ловли.

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Вес катушки 104 гр. диаметр барабана 80 мм. Все составляющие точно подогнаны. На основные детали, корпус и барабан, нанесена специальная краска. В её основу добавлена твёрдая окись алюминия. Этот компонент активно сопротивляется и предотвращает коррозию, эффективен в противодействии снежного налипания.

Облегчённый барабан вращается на нержавеющих подшипниках. Тормозные колодки, ступор обратного вращения, выдерживают нагрузку до 15 кг. При диаметре лески 0,35 мм катушка вместит до 100 м.

admin1 » 28 фев 2014, 18:26

«Инерционная катушка «Нельма»

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Для инерционной катушки размеры «Нельмы» сравнительно невелики, она относится к катушкам среднего калибра. Внешний диаметр барабана составляет 114 мм, стойки расставлены по окружности диаметром 90 мм.
DF: Вам не кажется, что катушка могла бы быть несколько крупнее?
ВП: Размер выбран на основании подробных вычислений и экспериментов. Увеличение диаметра барабана не дает никаких преимуществ, заметно не влияет на скорость подмотки, зато резко увеличивает массу барабана.

Читайте так же:  Лучшие блесны для ловли щуки

Корпус катушки (1) выполнен из жесткого алюминиевого сплава, имеет прочное и долговечное матовое лаковое покрытие черного цвета. Кронштейн лапки (2) катушки соединен с корпусом заклепками. На корпусе полностью или частично размещены механизмы стопора обратного хода (рычаг 3 и собачка 4), фрикционных тормозов (5, 6) и аэродинамического тормоза (шибер 7 с рукояткой 8).

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Барабан снимается вместе с осью, крепящейся к корпусу гайкой с левой резьбой (9), отвинчивать и завинчивать гайку удобно благодаря насечкам. То, что резьба левая, прописано в руководстве по эксплуатации, но на самой катушке никак не обозначено. Возможно, вместо логотипа «Русснасти» на гайке стоило бы разместить соответствующую стрелочку.

Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Ось (13) катушки стальная, каленая, очень прочная, имеет диаметр 5 мм и длину 36 мм. На ней установлены два высококачественных нержавеющих закрытых шарикоподшипника 5х13х4 (14).
Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Шарикоподшипники на оси имеют преимущества перед втулками как при забросе, так и при проводке приманки и вываживании крупной рыбы. Барабан на хороших «шариках» крутится, крутится и крутится, если его не подтормаживать; такая катушка сама по себе мягко и плавно не остановится, как катушка на втулках с легким барабаном. Здесь просто необходимо дополнительное, кроме пальца, подтормаживание — в данном случае это аэродинамический и фрикционный тормоза.
Недостаток схемы с шарикоподшипниками заключается в их уязвимости при ловле в мутной воде. Вода с абразивными частицами проникает в подшипники, выводит их из строя. Эта проблема особенно актуальна на Нижней Волге, Ахтубе, Оке и подобных им реках и практически не возникает на северной и таежной рыбалке (название «Нельма» в этом смысле попадает как раз в точку). Автор, судя по его высказываниям, и сам делает основной упор на семгу или нельму. Отправляясь на «грязную» рыбалку, в принципе надо быть готовым к замене «шариков», неплохо иметь с собой их запасной комплект.

Рукоятки фасонные, выполнены из высококачественного текстолита, точеные (15). Такой материал надежнее и долговечнее дерева. Заглушки предотвращают попадание грязи внутрь рукояток. По форме («тюльпанчиком») данные рукоятки удобнее, ухватистее традиционных цилиндрических или конических. Расстояние между осями рукояток — 64 мм.
Катушка «нельма» — выбор профессионалов

DF: Как выбиралось расстояние между рукоятками?
ВП: Если взять авторучку в правую руку, приложить ее к вертикально расположенному листу бумаги и долго вращать кистью, то мы получим некое подобие окружности, диаметр которой и есть искомая величина. Как ни странно, у людей разной комплекции, пола и возраста это значение не сильно отличается. Увеличение расстояния ведет к повышенной утомляемости руки.
Таким образом, конструктор исходил из того, что практическую скорость подмотки лески можно увеличить, если у рыболова будет работать лишь кисть, а не предплечье. Правда, этот выигрыш в скорости оборачивается потерей в силе: нагрузка на рукоятке, находящейся ближе к оси катушки, чем намотанная леска, получается выше, чем нагрузка на леске.

Изюминкой катушки является аэродинамический тормоз, запатентованный конструктором. Основной частью тормоза является крыльчатка на внутренней щечке барабана. Когда барабан вращается, крылышки, или лопатки (16), создают дополнительное сопротивление и подтормаживают барабан.
Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Силу действия аэродинамического тормоза можно регулировать, открывая или закрывая (с помощью шибера) отверстия в корпусе (17): чем больше открыты отверстия, тем торможение сильнее.
Катушка «нельма» — выбор профессионалов
Аэродинамический тормоз оказывает влияние на работу катушки только при большой скорости вращения барабана, то есть исключительно при забросе. Особенно он помогает при забросе сравнительно легких, парусящих приманок, когда отверстия в корпусе рекомендуется полностью открыть.

Фрикционный тормоз помогает избежать перебежек как при забросе, так и при поклевке, когда донная удочка лежит на подставках, а также при выполнении проводки поплавочной снастью. В конструкции его нет ничего необычного.
Катушка «нельма» — выбор профессионалов

В принципе, чем больше масса забрасываемого груза (или чем быстрее течение при поплавочном ужении в проводку), тем сильнее следует подтормаживать барабан.

Стопор обратного хода

Для торможения барабана при вываживании рыбы предусмотрена специальная тормозная колодка (18), расположенная на корпусе катушки.
Катушка «нельма» — выбор профессионалов

Собственно говоря, здесь мы имеем дело с разновидностью фрикционного тормоза. Поверхность колодки может контактировать с поверхностью внутренней щечки барабана, причем возникает более или менее сильное трение (friction). Когда рыболов прижимает пальцами край внешней щечки барабана напротив колодки (то есть в районе лапки катушки), барабан отклоняется и внутренняя щечка соприкасается с колодкой. Тормозное усилие при этом может достигать 15 кгс — в обычной пресноводной рыбалке такие нагрузки могут встречаться разве что при попытке вытащить из воды корягу или оборвать очень прочную леску на глухом зацепе, направив удилище на место зацепа (для сравнения — у морской безынерционной катушки «Stella SW» в размере «5000/6000» максимальное тормозное усилие составляет 13 кгс).

Катушка поставляется в картонной коробке.
Катушка «нельма» — выбор профессионалов

В комплект поставки входит мягкий чехол, флакончик с жидкой смазкой («Масло приборное»), два запасных резиновых колечка для узла фрикционного тормоза.
Катушка «нельма» — выбор профессионалов
Кроме того, в коробку вложено «Руководство по обслуживанию и эксплуатации».
Катушка «нельма» — выбор профессионалов
Написано оно довольно грамотно, но в несколько «академической» манере. В расчете на «среднестатистического» рыболова следовало бы писать проще, без «необходимо», «следует придерживаться правила», «сущность сводится к тому» и т.п. Инструкция, как и пропаганда, должна быть понятна даже самому тупому представителю Homo sapiens, лишь тогда она полностью достигнет цели.
Некоторые механизмы и функции катушки описаны весьма туманно. Термин «шпуля» обычно используется рыболовами применительно к безынерционным и мультипликаторным катушкам, когда же речь идет о «колесе», то говорят — «барабан».

Инерционные катушки почти никогда не комплектуются запасными барабанами — стоимость барабана была бы не намного меньше стоимости всей катушки. Если необходима возможность быстро перейти на другую леску, то следует иметь запасную катушку или катушки.

Ловля с поплавком в проводку

Фирма: «Русснасть» (Россия)
Модель: «Нельма»
Номинальная масса: 215 г (209 г)
Фактическая масса: 210 г
Шарикоподшипники: 2
Диаметр барабана наружный: 114 мм
Масса барабана: 87 г
Расстояние между рукоятками: 64 мм
Страна производства: Россия
Ориентировочная цена: 4000 руб.
Образец предоставлен: «Русснасть», г.Москва
Наше мнение: высококачественная инерционная катушка для спиннинга и поплавочного ужения в проводку; в конструкции использованы интересные технические решения.

Текст и фото: «Daily-Fishing», 2010 год
30.06.2010

Анатолий Тихонов
Анатолий Тихонов
Приветствую, я Анатолий – заядлый рыболов, держу удочку со школьной скамьи. Считаю себя профессионалом и хочу научить всех посетителей сайта решать их вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте, необходима консультация с специалистом.
Оцените автора
SibFish24.ru - все о рыбе и рыбалке
Добавить комментарий