Лодочный мотор стрела — герой своего времени

Лодочный мотор стрела - герой своего времени Способы ловли

Сегодня предлагаем тему: «лодочный мотор стрела — герой своего времени» от профессиональных рыболовов. Мы старались максимально полно раскрыть тему. Все вопросы вы можете задавать в комментариях после статьи.

Лодочный мотор стрела - герой своего времени

Самыми первыми маломощными двигателями для моторных лодок стали модели под названием «Стрела». Они массово выпускались на просторах СССР и пользовались большим успехом. Выпуск начался в далёком 1953 году и производился 12 лет. Запасные детали на моторы производились до середины 80-х годов. Уникальность этого механизма состояла в том, что они стали доступны для населения, ведь ранее такие устройства поставлялись только на производства и другие объекты отраслей хозяйства.

Лодочный мотор стрела - герой своего времени

Конструкция первой модели была достаточно простой и не предполагала чего-то сверхъестественного. Несмотря на то что аппарату не хватало функциональных характеристик, недорогой и простой в управлении механизм был востребован в силу своей надёжности и прочности. Такие модели моторов при грамотной эксплуатации и периодическом ремонте могли прослужить много лет без потери качества и мощности.

Кроме положительных характеристик, таких как простота ремонта, модель имела множество недостатков. Самым серьёзным из них стала потеря мощности за счёт работы на низкокачественном бензине или керосине.

Мотор Стрела смог приобщить любителей отдыха к водно-моторному образу жизни и стал началом эпохи развития производства двигателей и маломерных лодок. Благодаря этому появилась новая отрасль товаров для населения.

В первых моделях забортная вода за счёт сильного напора, создаваемого винтом лодки, попадала в систему охлаждения двигателя. А в последующие модели была добавлена помпа, но они не получили особого распространения и в серию не пошли.

Для упрощения попадания топливной смеси в двигатель бак располагался таким образом, что экономить топливо не представлялось возможным, а в системе подвески отсутствовали амортизирующие элементы. Двигатель провоцировал сильную вибрацию, а за счёт жёсткого крепления мотора она передавалась практически на весь корпус лодки. Это обстоятельство не сильно влияло на движение, но доставляло небольшой дискомфорт.

Работа двигателя была нестабильной из-за отсутствия помпы, подающей воду для охлаждения. Мотор часто перегревался и затруднял движение. А открытые части кожуха мотора нередко вызывали ожоги и считались наиболее опасной частью механизма, требующей осторожности при эксплуатации.

Старая модель лодочного мотора Стрела не имела ни муфты сцепления, ни режима реверса. Отсутствие последнего значительно затрудняло проведение маневров на водоёме.

Самая популярная модель линии – лодочный мотор “Стрела-5”

Самой популярной модификацией рассматриваемого лодочного двигателя была модель “Стрела-5”

Основные характеристики механизма были далеки от современных стандартов качества, универсальности и эргономичности:

  • объём около 175 куб. см;
  • вес – 24 кг;
  • такт — двухтактность;
  • ёмкость топливного бака — 3,7 л;
  • мощность — 5 л. с.

Лодочный мотор стрела - герой своего времени

Этих параметров было достаточно для любительского отдыха на водоёме и рыбалки на тихом ходу, а в силу невысокой стоимости топлива никто не задумывался об обеспечении экономии. Лодочный мотор Стрела-5 относился к двухтактным двигателям с одним цилиндром. Детали для цилиндров и поршней были позаимствованы у двигателя мотоцикла под названием «Ковровец», за счёт чего была достигнута взаимозаменяемость деталей без особого труда по поиску элементов для замены.

Двигатель располагался в верхней части дейдвудной трубы. В нижней её части крепился редуктор с шестерёнками, приводящий вращение вала во вращение винта. Эта примитивная конструкция не учитывала многих моментов эксплуатации, но позволяла обеспечивать необходимой мощностью небольшое тихоходное судно. Этого было достаточно для передвижения по воде в некоторых областях страны и организации приятного досуга в виде рыбалки или прогулки на водном судне.

Одним из преимуществ конструкции моторов Стрела- 5 была простота эксплуатации. Даже новичок, не посвящённый в тонкости механизма, мог управлять лодкой, ремонтировать мелкие поломки и проводить техническую профилактику. Цена мотора была вполне приемлема для среднестатистического обывателя, а поиск необходимых деталей для замены не составлял никакого труда.

Механизм работал на топливе самого низкого уровня качества, вплоть до керосина. Винт, входящий в комплектацию аппарата, имел высокий уровень КПД. А сам мотор предназначался для обеспечения тихого хода судна на водоёме.

К недоработкам лодочного мотора Стрела-5 можно отнести значительный вес, но этот недостаток был исправлен в последующих моделях. Кроме того, существовало множество минусов в строении и работе лодочного мотора. Основные из них:

  • проблемы системы зажигания;
  • отсутствие муфты сцепления и холостого хода;
  • неудачное расположение элементов регулировки и управления;
  • высокая степень вибрации и шума;
  • опасность попадания воды в мотор из-за открытого доступа к узлам механизма;
  • контактная система зажигания.

Как видно из сравнения, недостатков у лодочного мотора Стрела -5 было значительно больше, но из-за отсутствия более интересной альтернативы моторы пользовались популярностью много лет. Несмотря на то что моторы были сняты с производства и детали для замены постепенно пропали из продажи, многие умельцы до сих пор находят способы ремонта модели и продолжают ними пользоваться.

Лодочный мотор стрела - герой своего времени

Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям, которые стали использоваться для малогабаритных лодок. Он относительно маломощный, всего 5 л. с., но уже позволял достигать скорости 14–16 км/ч. Массовое производство было запущено в СССР с 1953 года, с этого времени начался большой спрос на двигатель, это продлилось до 1965 года, когда он был снят с производства. Выпуск ремонтных запчастей продолжался ещё до середины 80-х годов. Лодочный мотор «Стрела-5» примечателен тем, что поступил в открытую продажу в народ, все более ранние варианты были в использовании государственными предприятиями.

Читайте так же:  Надувные кресла для лодок пвх как выбрать свой вариант

Выпуском мотора «Стрела» занимались 2 завода: им. Фрунзе в г. Куйбышеве и Ульяновский.

Характеристики лодочного мотора «Стрела» не были выдающимися, а конструкция предельно простая. Даже с учётом недостатка функциональности и низкой мощности, аппарат смог заслужить популярность из-за невысокой стоимости, простоты управления и обслуживания. Отмечается высокая надёжность конструкции из-за прочности и износостойкости используемых материалов. При соблюдении правил эксплуатации и своевременном ремонте мотор «Стрела» мог служить десятки лет без снижения производительности.

Лодочный мотор стрела - герой своего времени

Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям

Особенности первых конструкций:

Преимуществ у модели не слишком много, но они есть:

  • лёгкость в эксплуатации. Мотор может без особых проблем использоваться новичком в водно-моторном деле. Более того, без особой подготовки можно осуществлять ремонт двигателя, но только небольших элементов. Техническое обслуживание не требует обращения к специалистам;
  • невысокая цена. Для среднестатистического человека стоимость была «в пределах разумного». Стоимость ремонтных запчастей также была низкой, и их можно было найти всегда;
  • высокий показатель КПД винта.

Лодочный мотор стрела - герой своего времени

Мотор «Стрела» имеет невысокую цену

Технические характеристики лодочного мотора «Стрела» имели не только позитивную сторону, так как простота конструкции имеет и другие последствия. Явные недостатки модели:

  • самый большой недочёт – работа на низкооктановом бензине или керосине. Экономичность топлива для некоторых пользователей стала преимуществом, но от этого была снижена скорость движения;
  • двигатель генерирует много шума и вибрации;
  • большой вес конструкции мотора «Стрела-5» был устранён в следующих моделях, а в этом случае приходилось мириться;
  • недочёты в системе зажигания – не всегда удавалось быстро завестись. Причина заключается в использовании контактной системы;
  • для холостого хода нужна муфта сцепления, но её разработчики не предусмотрели;
  • местонахождение элементов для управления мотором выбрано неудачно;
  • риск проникновения воды внутрь конструкции, это возможно из-за незащищённого доступа к механизмам.

Несмотря на множество недостатков, мотор смог заполучить конечного потребителя и приобщить рыбаков и охотников к использованию мотора взамен вёсел. Двигатель сделал первый толчок в сфере развития силовых установок для небольших лодок. Во многом его популярность была обусловлена отсутствием достойного конкурента. Даже сегодня некоторые умельцы находят способы ремонтировать и использовать лодочные моторы «Стрела», что видно из отзывов и популярности установки транца на ПВХ и резиновых суднах.

Самая популярная модель линии – лодочный мотор «Стрела-5»

Невысокие характеристики мотора «Стрела-5» были обусловлены упрощённой конструкцией. В её основе используется цилиндропоршневой механизм с кривошипами и шатунами. Механизмы имели унифицированные детали и использовались на мотоцикле «Ковровец». Двигатель имеет 1 цилиндр с 2-тактной работой.

Лодочный мотор стрела - герой своего времени

Лодочный мотор «Стрела-5»

Установка силового агрегата происходила сверху дейдвудной трубы, а снизу фиксировался редуктор, он поддерживал всего 1 режим работы. Устроен редуктор в форме конуса, на него устанавливается гребной винт. Из-за отсутствия помпы охлаждающая жидкость сразу поступала в «рубашку» цилиндра. Давление для накачивания воды создавалось с помощью винта.

Конструкция имеет поршневой тип управления подачей смеси в камеру кривошипов, аналогичная система используется в мотоциклах. Из-за такого устройства достигалась низкая мощность и возникали трудности с пуском.

До сих пор в сети есть инструкция по руководству лодочного мотора «Стрела», но актуальность информации невысокая, так как в середине 90-х годов был исчерпан запас ремонтных запчастей и сегодня встречаются только отдельные единицы установок. Они сохранились благодаря бережному обращению и нахождению аналогичных запчастей с аналогов.

Характеристики лодочного мотора «Стрела-5»:

  • мощность – 5 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • цилиндры – 1 шт.;
  • полезный объём – 175 см 3 ;
  • количество оборотов на максимуме – 3700 об./мин.;
  • размер цилиндра – 62 мм;
  • расстояние движения поршня – 58 мм;
  • уровень сжатия – 5±0,2;

Лодочный мотор стрела - герой своего времени

Технические характеристики лодочного мотора «Стрела-5»

  • метод управления – выносной румпель;
  • способ зажигания – вручную;
  • смазка – проходит процедуру смешивания;
  • объём бака с топливом – 2,5 л, имеет встроенный тип;
  • расход горючего на полной скорости – 2,1 л/час;
  • тип зажигания – «Магнето МЛ-10К»;
  • используемая свеча – А-11-У;
  • тип карбюратора – К-33, работает по методу поплавка;
  • масса – 24 кг.

Мотор хорошо работает при использовании бензина А66 и А70, в него нужно добавлять около 5% автола АКП10. Заменить бензин можно керосином.

Александр:

«Мотор довольно хороший, если в нём всё отладить, то будет заводиться легко. Предлагает неплохую скорость движения даже для относительно тяжёлых лодок, но она вряд ли будет больше быстрого хода на вёслах. Двигатель старый, поэтому у меня не сохранился, но успешно использовал до конца 90-х годов».

Олег:

«В своё время мотор являлся просто находкой, но сегодня его актуальность исчерпана. Если требуется маломощный мотор, стоит присмотреться к импортным представителям, они стоят немного дороже, но зато можно легко ремонтировать, в них также устранён ряд недостатков конструкции „Стрелы-5“. Покупать мотор под восстановление будет себе дороже».

Денис:

«У меня до сих пор сохранился мотор „Стрела-5“, правда, он практически не эксплуатировался, так как покупал ещё дед. Пришлось провести восстановление, но обошёлся родными элементами конструкции, а прокладки сделал самостоятельно. Могу сказать, что для рыбалки двигатель оптимальный, только к месту нужно подходить на вёслах из-за шума, а большего мне и не нужно».

 

Лодочный мотор стрела - герой своего времени

Лодочные моторы Стрела — это самые первые маломощные лодочные двигатели, которые начались выпускаться в СССР в серийном масштабе и пользовались огромной популярностью у населения. Выпуск моторов Стрела начался в 1953 году и производился двигатель до 1965 года. Хотя запасные детали выпускались до 80-х годов.

Читайте так же:  Лучшие способы крепления датчика эхолота на лодку

Этот первый отечественный лодочный двигатель серийного производства имел очень простую конструкцию. Разработчики мотора не пытались сделать что-то сверхъестественное, и у двигателя явно не хватало определенных функциональных возможностей. Но скорее всего, была поставлена задача выпустить лодочный мотор недорогой и непривередливый, который бы просто двигал моторную лодку и был достаточно надежным.

Нужно сказать, что производители именно с этой задачей справились, но при этом мотор обладал массой недостатков, которые, впрочем, компенсировались простотой ремонта и нетребовательностью к качеству топлива. Лодочные моторы Стрела могли работать не только на самом низкооктановом бензине, но даже на керосине. Правда, при этом терялась определенная часть мощности.

Описание лодочного мотора Стрела

Мотор Стрела относится к категории двухтактных одноцилиндровых двигателей. Детали, относящиеся к узлам поршней и цилиндров, были взяты с двигателя мотоцикла «Ковровец». Этим самым достигалась высокая степень взаимозаменяемости деталей.

Сам двигатель располагался на дейдвудной трубе в верхней ее части. В нижней части дейдвудной трубы находится редуктор с коническими шестеренками, который превращает вертикальное вращение вала в горизонтальное вращение винта.

Первые модели лодочных моторов Стрела не имели встроенной помпы. Забортная вода подавалась в систему охлаждения двигателя за счет напора воды, который создавался лодочным винтом. В некоторых моделях двигателя была установлена впоследствии помпа, но в серию моторы с помпой так и не пошли.

Топливный бак размещался таким образом, чтобы топливная смесь попадала в двигатель самотеком. Нужно сказать, что это была не самая лучшая конструкция в плане потребления топлива. И мотор не отличался особой экономичностью. Но это с современной точки зрения. В те времена бензин и масло стоили сущие копейки, поэтому на отсутствие экономичности никто не обращал внимания.

Явно страдала и система подвески лодочного мотора. В ней полностью отсутствовали какие-либо элементы амортизации. Двухтактный одноцилиндровый двигатель любой модели всегда выдавал большую вибрацию. Не являлись исключением в этой ситуации и лодочные моторы Стрела. А отсутствие элементов амортизации только усугубляли эту проблему. Мотор крепился к транцу достаточно жестко, и вся вибрация передавалась не только на румпель, но и на весь корпус моторной лодки.

Отсутствие помпы, нагнетающей воду в систему охлаждения двигателя, тоже сказывалось на работе мотора. Двигатель мог перегреваться, так как потока воды явно не хватало для того, чтобы нормально охлаждать двигатель. Кроме этого верхняя часть кожуха мотора Стрела была открытой. Вероятность обжечься об нагретые элементы двигателя была очень велика.

У мотора Стрела не было режима реверса и не было муфты сцепления. Силовые валы соединялись друг с другом напрямую. Разомкнуть силовую связь при запуске двигателя не было возможности. Отсутствие реверса тоже создавало определенные проблемы при выполнении маневров на воде. Но если учитывать, что мотор предназначался для тихоходных лодок, то народ с отсутствием реверса вполне мирился.

Предлагаем читателю отдохнуть от чтения и посмотреть небольшой видеосюжет о работе лодочного мотора Стрела:

Достоинства лодочного мотора Стрела

В этом моторе подкупала простота его конструкции. Не нужно было обладать сверхъестественными знаниями, чтобы отремонтировать этот двигатель или провести профилактические работы.

Мотор Стрела стоил недорого, и запчасти к нему тоже были не дефицитом и стоили вменяемые деньги.

Мотор мог спокойно работать даже на топливе с низкими характеристиками. Если так можно выразиться, лодочные моторы Стрела были всеядными. Они могли определенное время даже потреблять керосин.

У винта, которым комплектовался мотор, был достаточно высокий КПД. Но нужно сказать, что мотор не предназначался для того, чтобы выводить лодки на глиссер. Основная его функция состояла в обеспечении тихого хода лодки в режиме водоизмещения.

Недостатки лодочного мотора Стрела

Мотор имел значительный вес, если его сравнивать с более поздними моделями отечественных лодочных моторов.

Просматривались явные проблемы с системой зажигания, что создавало неудобства при запуске двигателя.

У мотора отсутствовала муфта сцепления, и отсутствовал холостой ход. Органы управления и регулировки располагались не совсем удобно. Кроме этого у мотора была очень высокая вибрация и шумность.

Открытый доступ к узлам мотора постоянно создавал опасность, что двигатель может быть залит встречной волной. Особенно страдала от этого контактная система зажигания. Но в то время еще не было отечественной разработки электронного зажигания. И только впоследствии народные умельцы начали устанавливать на Стрелу электронное зажигание. Но в промышленном исполнении этого не было.

Походив два сезона с мотором «Стрела» на дюралевой «Казанке», я пришел к выводу, что мощность мотора на моей лодке используется не полностью. Так, мотор развивал на ходу предельные обороты — около 4000 об/мин — при открытии дроссельной заслонки всего на ⅓—½. При ходовом весе лодки около 260 кг (сама лодка — 130 кг; мотор, канистра с бензином, якорь и др. — 60 кг; один человек — 70 кг) скорость составляла около 12 км/час.

Появилась мысль — поставить на «Стрелу» винт с большим шагом. Решил купить винт от мотора «Ветерок» и подрезать его по диаметру. Однако такого винта в магазине не оказалось, и я купил винт от. вдвое более мощного мотора «Москва»! Пришлось распилить круглым напильником отверстия в резино-металлической втулке и ступице винта с 12 до 16 мм, из обрезка водопроводной трубы сделать распорную втулку (ступица винта от «Москвы» оказалась короче на 12 мм), а также обрезать верхнюю и заднюю кромки лопастей на 2—3 мм.

Читайте так же:  Лески sunline

И вот мотор на лодке. Хватит ли мощности, чтобы набрать обороты? В свое время подобный эксперимент с мотором «Чайка» окончился неудачей — мотор хоть и заводился, но на средних оборотах глох. Итак, один рывок, второй, — мотор заводится. После прогрева увеличиваю обороты до максимальных. По самой скромной прикидке лодка идет в полтора раза быстрее, чем со старым винтом.

Далее, как обычно в подобных случаях, последовали попытки увеличить мощность мотора, так как максимальные обороты с новым винтом стали ниже предельных при полностью открытой дроссельной заслонке. Прежде всего решил повысить степень сжатия до 6. для чего подрезал торец головки цилиндра на 1,5 мм. Но ощутимого прибавления мощности не произошло, и для сохранения моторесурса я поставил обратно нормальную головку. Для улучшения продувки цилиндра и заполнения свежей смесью в нижней части выхлопной трубы (около промежуточного корпуса) я просверлил десятка два отверстий диаметром около 5 мм. После этого немного возросли обороты, мотор стал работать ровнее и мягче, так как выхлоп теперь стал направляться не только в воду, по частично и в воздух — среду с меньшим противодавлением. Шум при этом практически не увеличился..

Возникает естественный вопрос — а как насчет перегрузок в передаче на более тяжелый винт? И тут надо сказать спасибо конструкторам «Стрелы», которые приняли больший запас прочности во всех узлах передачи,по сравнению с более мощным мотором «Москва». Диаметр гребного вала «Стрелы» (16 мм) на 4 мм больше диаметра вала «Москвы». Примерно такое же соотношение и у остальных деталей (модули шестерен и т. д.). Окончательно мои опасения отпали после работы «Стрелы» с новым винтом в течение всего сезона 1967 г. За это время не произошло никаких поломок, не обнаружено сколько-нибудь заметной потери компрессии. Наоборот, полностью загруженный мотор стал работать спокойнее, уменьшилась вибрация. В этом пе последнюю роль сыграла резиновая втулка в ступице винта от «Москвы», ослабившая передачу вибраций от винта на вал и дальше на двигатель.

По моим замерам, которые были сделаны на том же участке, что и раньше, скорость лодки теперь увеличилась до 20 км/час при той же нагрузке (260 кг). Несколько уменьшился расход бензина. И это за счет дня труда и 1 рубля 70 коп. за новый винт и резиновую втулку!

Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта

29.05.2015 22:21
дата обновления страницы

История изменения сайта

Читать стати: Триста практических советов по катерам, яхтам, лодкам, водным судам. Найдете все советы, самоделки, доработки, рекомендации.

Лодочный мотор Стрела

Ниже даны краткие данные об отечественных подвесных лодочных моторах, выпускаемых в настоящее время (“Москва”, “Стрела”).

Мотор “Стрела”. Подвесной лодочный мотор “Стрела” (ЗИФ-5М) представляет собой двухтактный одноцилиндровый бензиновый двигатель водяного охлаждения с бездефлекторной продувкой (рис. 77).

Мотор предназначен для установки на прогулочные шлюпки, рыболовецкие лодки и легкие спортивные лодки, обеспечивая скорость 10-15 км/час в зависимости от веса судна. Мотор может устанавливаться на суда с высотой транца около 380 мм. Мотор снабжен пусковым устройством с самоубирагощимся тросом. Управление мотором производится с помощью одной рукоятки. Дроссельная заслонка карбюратора и рукоятка опережения зажигания магнето сблокированы между собой.

Маховик мотора закапотирован топливным баком, а двигатель – специальным кожухом обтекаемой формы.

Зажигание -от маховичного магнето типа MJI-10. Карбюратор – поплавковый, горизонтальный типа К-33, постоянство состава смеси поддерживается способом воздушного торможения истечения топлива.

Мотор работает на автомобильном бензине с добавкой 4- 6% масла. Объем бензобака (3,7 л) обеспечивает непрерывную работу двигателя на максимальном режиме в течение 70- 80 мин.

Охлаждение мотора производится забортной водой, нагнетаемой гребным винтом.

Основные данные мотора

Тип мотора бензиновый, двухтактный

Число и расположение цилиндров один, расположен горизонтально

Диаметр цилиндра, мм 62

Ход поршня, мм 58

Рабочий объем цилиндра, см3 175

Степень сжатия 4,8-5,2

Мощность максимальная не менее 5 л. с.

Рис. 77. Подвесной лодочный мотор “Стрела” мощностью 5 л. е.: 1-пусковое устройство (узел); 2-маховик (узел); 3-панель магнето (узел); 4-передний кронштейн; 5-румпель; б-ручка; 7- болт; 8-сальник; 9-болт кронштейна; 10-кронштейн подшипника (узел); 11-крепежный винт (узел); 12 – фиксатор (узел): 1,3 – кронштейн крепления мотора; 14-капот; /5-гайка глухая; 16-стакан вертикально.) передачи; 17-пробка заливная; 18-приводной вал; 19-промежуточный корпус; 20-подводиая часть (узел); 21-трубка подвода воды; 22-выхлопная труба; 23- подшипник латунный; 24-картер (узел); 25-кри-вошнино-шатуннып механизм (узел); 26- патрубок выхлопа; 27-цилиндр с гильзон (узел); 28-прокладка; 29-гильза цилиндра; 30-головка цилиндра (узел); 31-кожух; 32-ложемент; 33-угольник; .М-кронштейн задний; 35-топливный бак; 36-пробка бака; 37-воздушный винт

Цилиндр двигателя отлит из алюминиевого сплава, в нем запрессована тонкостенная чугунная гильза. Головка цилиндра изготовлена из алюминиевого сплава со стальной футоркой под запальную свечу. Картер – алюминиевый, состоит из двух частей. Поршень выполнен из алюминиевого сплава с тремя поршневыми кольцами. Поршневой палец – плавающего типа. Коленчатый вал – составной, неразборный. Шатун – стальной; в нижней головке – роликовый или игольчатый подшипник, в верхней головке – бронзовая втулка. Коленчатый вал установлен на двух шарикоподшипниках.

Анатолий Тихонов
Приветствую, я Анатолий – заядлый рыболов, держу удочку со школьной скамьи. Считаю себя профессионалом и хочу научить всех посетителей сайта решать их вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в доступном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте, необходима консультация с специалистом.
Оцените автора
SibFish24.ru - все о рыбе и рыбалке
Добавить комментарий